омбра – душа казахского народа
1. ДОМБРА – ДУША КАЗАХСКОГО НАРОДА
2. Важное место в жизни казахов
принадлежит музыке, что
объясняется особенностью той
цивилизации, к которой относится
эта древняя народность.
3. Домбра — казахский народныйдвухструнный
щипковый музыкальный инструмент.
4. В русской культуре есть схожий по
форме инструмент домра.
5. В таджикской культуре - думрак,
в узбекской культуре думбыра, думбрак,
похожий по форме дутар.
6.
В киргизской культуре - комуз
7. В туркменской культуре - дутар, баш,
думбыра, в башкирской культуре думбыра
8. В турецкой культуре - саз.
9. Во время раскопок древнего Хорезма были
найдены терракотовые статуэтки
музыкантов
10. Существуют много видов казахских домбр:
- кос iшектi
(двухструнная);
- yш iшектi
(трехструнная);
- кен шанакты
(ширококорпусная);
- аша, екi жакты
(двухсторонняя);
- iшi iшектi
(подгрифная);
- кyыс мойын (с
полым грифом);
- шiнлкiлдек;
11. О домбре и её происхождении
существуют легенды
12. К 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих
цепей религии и обряда и начинает развиваться как
самоценное художественное творчество.
13. Изо дня в день, из года в год, как и
прежде, музыка звучит и объединяет
разные эпохи и поколения, связывает
, настоящее и будущее. И мы
надеемся, что наш проект будет очень
полезен среди школьной аудитории и за
ее пределами.
Кобыз- древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющего форму ковша. Наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаютсяаруахи– духи предков. А сотворил кобыз, по преданиям казахов, известный жырау-сказитель, покровитель поэтов и музыкантов, баксы Коркыт-ата.
Кобыз имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём двойного полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 60-73 см.
Играют на кобызе, сжимая его в коленях, коротким смычком.
Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом.
Легендарным создателем кобыза является тюркский поэт-песенник и композитор IX века Коркыт.
Виртуозным исполнителем на кобызе был Жаппас Каламбаев.
Исполнительница Фатима Балгаева стала автором оригинальной техники игры на кобызе, включающей элементы скрипичного и виолончельного звукоизвлечения.