Кот ласкается , мурлычет, умывается ( ласкАТЬся, мурлыкАТЬ, умывАТЬся , на ать, 1 спр.); что делает? ласкается ? умывается , ласкается 3 л.)
Волны катятся, приближаются, разбиваются ( катИТЬся, приближАТЬся, умывАТЬся, на ать 1 спр..; что делают? 3 л.)
Звёзды мЕрцаЮТ ( словарное, мерцАТЬ, 1 спр.) , ПОблескИВАЮТ ( поблескИВАю, ИВА сохраняется, поблескивАТЬ, на ать, 1 спр.) , светЯТ ( светить, 2 спр., на ИТЬ).
РоЩА ОЖИваЕт ( оживАТЬ, на ать, 1 спр., что делает ? 3 л.) , просыпается ( просыпАТЬся, на ать, 1 спр; что делает ? 3 л.).
Ночью звезды на небе мерцают, поблескивают, светят.(Повеств., невосклиц., простое. двусоставное, распростр., полное, ослож. однор. сказуемыми). [ 0, 0, 0 ] . В овалах = ( сказуемые).
Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы "Гроза" написано: "Декорация первого действия. Сумерки". Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором "гроза" не развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль...
Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: "Отчего люди не летают? . Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?"
Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: "Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху"...
Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше... А об жизни и думать; не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!"
Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: "Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?"
Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы..."
К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам у Бога быстрой смерти для Катерины — жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он сарказм: "Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!"
...Декорация первого действия. Сумерки.
Охотник пошел в лес. За (кем?) ним бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг навстречу (кому?) охотнику выскочил заяц. Собака бросилась за (кем?) ним [зайцем]. Охотник вышел на полянку. На (чем?) ней было маленькое озеро.Там плавали дикие утки. Почуяв опасность, (кто?) они улетели.