Поэзия Константина Батюшкова На заре золотого века русской поэзии разгоралась звезда Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855). Он слыл эпикурейцем, любителем наслаждений (проверочное слово услада), а также мастером элегической и батальной поэзии. В его творениях блистательные подражания древнегреческой лирике сочетаются с размышлениями, навиваемыми (проверочное слово навить) личными впечатлениями, эпизодами биографии. Так, воспоминания о войне с Наполеоном дали ему материал для послания «К Дашкову», исторической элегии «Переход через Рейн»; посещение Италии — «Подражания древним»; увлечение Байроном — перевод отрывков из «Чайльд Гарольда». Лучи его поэзии коснулись лицеиста Пушкина, которого ещё в юном возрасте восхищало в Батюшкове то, что его «слог так и трепещет, так и льётся, гармония очаровательна». В замечательном сборнике «Опыты в стихах и прозе» (1816–1817) Батюшков благословляет «истинную, просвещённую любовь к искусствам», которая «ничем не ограничивается, никакой отрасли словесности не презирает». Предлагаемые им в «Опытах» замечания о Н. Раевском, М. Милорадовиче, Л. Давыдове — брате знаменитого стихотворца и героя-партизана, позволяли современникам вновь соприкоснуться с недавним героическим Отечества; нежные элегии переносили (проверочное слово носит) на «туманный берег Альбиона», где «тихий глас пловцов увеселял (проверочные слова весело и весёлый)», а рассуждения «о морали, основной на философии и религии», заставляли продолжать жизнь «с светильником веры и мудрости»: Есть наслаждение (проверочное слово услада) и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге. Многие стихотворные изречения Батюшкова стали крылатыми выражениями: О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной.. . (Из сборника «Поэты пушкинской поры»)
Детство. Жажда рисовать привела пятнадцатилетнего оборвыша с барочной окраины Уфы в Москву. Получив специальность художника кино, 15 лет жизни отдал киностудии «Мосфильм» . Ракша служил двум музам – кино и живописи – это породило в его творчестве параллели: фильм «Время, вперёд! » и полотно «Моя мама» , лента «Восхождение» и картины на темы войны, съёмки «Дерсу Узала» пейзажный цикл о Приморье. Его фильмы и картины объединяет одна тема – тема Отечества. Последняя работа художника – триптих «Поле Куликово» . Триптих – произведение живописи, состоящее из трёх полотен, объединённых одной темой, составляющих единое целое. Изучая документы, вчитываясь в художественные произведения, посвящённые битве, посетив Куликово поле, художник решил, что не будет писать саму битву, а напишет три главных момента перед решающей битвой: благословение на бой, проводы ополчения и предстояние. Художник задумал показать обыкновенных людей в решающий момент их жизни, готовых на подвиг. За две недели до смерти, 16 августа 1980 года, художник сделал в дневнике запись: «Этот мой триптих не просто извлечение из Напротив. Это моё сегодняшнее обращение к ним, тем, которые пали за нас. О том, что мы живы, что мы есть, что мы сильны, что мы едины и миролюбивы, что мы многому научились. И они тогда не зря пал. Дух наш не оскудел, мы и сейчас можем собраться. Нам надо держаться вместе» . Левое крыло триптиха называется «Благословение на битву» . Возле стен монастыря стоит, опустившись на правое колено, великий князь Дмитрий Иванович, положив руку на сердце и склонив голову перед мудрым старцем Сергием Радонежским. Суровы оба… Знает старик, на что посылает князя-воина, на какое дело благословляет его, знает и князь, что его ждёт. Даже дети понимают, что огромная беда пришла на русскую землю. А вдали – от холма к холму, от леса к лесу – за реки и озёра тянется эта земля, огромная и несчастная, которую надо закрыть собой. Правое крыло – «Проводы ополчения» . Об этом полотне мы поговорим сегодня более подробно. Великое русское войско ранним утром покидает город Москву. Уходят на битву все, кто может держать оружие. На переднем плане мы видим тех, кто остаётся. Это женщины, старики и дети. Они вышли проводить ополчение. Ракша хотел показать единое стремление русских постоять за родную землю. Поднялся весь народ: и опытные воины, и ремесленники, и крестьяне, и торговцы – все, кто мог держать оружие. Показав женщин и детей на переднем плане автор хотел передать их эмоциональное состояние перед судьбоносным сражением. Они любят, верят и поддерживают тех, кто шёл на битву. Русские воины шли защищать, а не разорять. И в этом их превосходство духовное. Именно это показал художник. Возникает ощущение тревоги за ратников, сочувствия тем, кто вышел провожать близких… Появляется чувство гордости за свой народ. Прежде всего привлекает внимание молодая женщина в богатых одеждах – видно, боярская или княжеская дочь. Она застыла в величественной позе, в глазах тоска. Одной рукой она обнимает сынишку, пытаясь удержать его от плача. Другая её рука там, где бьётся сердце ещё не рождённого ребёнка.
Взглянуть-глянул
До свидания-свидимся
Увлекательный-увлечь