еще-наречие
природа-существительное
не проснулась-очевидно глагол
но-союз
сквозь-наречие
редеющего-причастие
сна-существительное
весну-существительное
послышала-глагол
она-местоимение
и-союз
ей-местоимение
невольно-наречие
улыбнулась-глагол
обстоятельства: еще(как?), сквозь(как?), невольно(как?)
дополнения: сна(чего?), весну(кого?), ей(кому?)
грамматические основы: природа не проснулась, она послышала
определения: редеющего(какого?)
Структура предложения: Повествовательное, невосклицательное , двух-составное, сложное, распространенное, не осложнено
Наследники Чингисхана
Наследники Чингисхана
Два года после смерти Чингисхана, в положенном трауре, при временном правительстве для империи спокойно. Это свидетельствовало о том прочном и строгом административном порядке, который установил в своей империи ее великий основатель и законодатель – Чингисхан.
В 1229 г. был созван курултай для выбора нового императора и для обсуждения различных государственных вопросов.
У Чингисхана было четыре сына-наследника (от первой законной жены). Старший, Джучи, не ладил с отцом, и еще в 1221 г. он удалился в свой улус и в начале 1227 г. был убит подосланными убийцами. Дети его, Орда и Бату, получили скромные улусы на бесплодной северо-западной окраине империи. Орда – Южную Сибирь, а Бату – урало-каспийскую степь с Хорезмом в придачу.
Второй сын Чингисхана, Чагатай, был «хранителем Ясы», и улусом его была Центральная Азия.
Третий сын, Угэдей, получил Западную Монголию и Джунгарию. Его-то и рекомендовал Чингисхан избрать на престол, поскольку Чагатай был очень крут и строг. Угэдей, как оказалось, был добр и склонен к чрезмерным возлияниям, поэтому не казался опасным для монгольской знати, опасавшейся ханского произвола.
Четвертый сын, Толуй, получивший по монгольскому обычаю ядро владений рода борджигинов – центральную и западную части Монголии, был одним из самых полководцев и энергичных правителей. Военную выучку он получил в Китае, сражаясь против лучших чжурчжэньских полководцев под руководством Субэтэя, который за пятьдесят лет военной службы не потерпел ни одного поражения и ни разу не нарушил Ясы. Близость к Субэтэю обеспечила Толую популярность в войсках.
Надо отметить, что разделу подлежали только тюрко-монгольские степи, используемые для кочевой жизни, а покоренные страны на культивируемых землях вокруг Пекина или Самарканда оставались территориями империи. Сыновьям Чингисхана не приходила в голову мысль делить эти земли или сделаться императором Китая, ханом Туркестана или шахом Ирана, как это произошло позже с их преемниками. По всеобщему «братскому» согласию империя должна была остаться империей. По законам кочевников, несмотря на абсолютную власть хана, государство принадлежало, скорее, не ему лично.