ПРИШВИН. Кладовая солнца.
1. Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи.
2. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами.
3. Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой.
4. Митраша вынул компас, установил север и, указывая на более слабую тропу, идущую на север, сказал:
— Мы пойдем на север по этой тропе.
5. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.
ТУРГЕНЕВ. МУМУ
1. В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
2. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.
3. ...родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей да другие дядья у ней в мужиках состояли – вот и все.
Много лет ходил старик этой дорогой. И как – то раз заметил у дороги юный росточек весенней розы. Он изумил старика.
С того дня старик поселился рядом. Цветок же аккуратно загородил камнями и стал оберегать от непогоды и людей.
От любви и заботы старика стебель цветка быстро вытянулся вверх и превратился в прекрасную цветущую розу. Да такой красоты, что каждый, кто проходил по дороге, останавливался и любовался ею. Роза очень гордилась этим, пока не увидела в руках нарядных людей другие розы, которые всегда были украшены прозрачной, сверкающей на солнце мантией мантией и цветными бантиками.
И с того времени роза стала мечтать о гладких, белых руках, украшенных перстнями и кольцами. А какой загадочный аромат от людей доносил ей ветер!
Однажды ночью, когда старик спал, роза не стала прятать свой наряд, а потянулась всеми своими лепестками к звездам на небе. Все цветы, распускаясь грезят о любви. И она, как могла, запылала в ночи ярким алым цветом, который трудно было не заметить с дороги.
В ту же ночь её бережно срезали, и, хотя не обернули прозрачной мантией, роза испытала блаженство от одних только прикосновений желанных рук. Более того, её заботливо принесли в уютный тёплый дом, где подарили милой девушке, которая пришла в восторг от красоты и запаха розы. Роза была счастлива.
Когда старик проснулся, ему не хватало воздуха, и одно мгновение понял, что утренний ветер не доносит аромата цветущей розы. А когда он подошёл к месту, где она росла, холод объял всё его тело. Опять один… Слёз не было, они, казалось, застыли в нём, как застыла измученная жизнью одинокая душа. Только сердце болело и стучало так, что небеса отозвались и прослезились дождём. Старик стоял, склонив голову, а дождь заливал его лицо и голый корешок от розы. Одна капля дождя украсила срез корешка так, что он, казалось, смотрела на старика, на серое небо, на весь мир – мёртвым , слепым глазом.
А роза… Уже каждый день она терпеливо пила совсем не свежую воду из вазы и равнодушно смотрела на всё вокруг, даже на солнце за окном. Только вечер мог ещё скрасит её существование в доме, но опять же, если придёт возлюбленный девушки… Уж он – то непременно вспомнит свой прекрасный цветок!
Пришёл вечер. Девушка грустно сидела рядом с цветочной вазой, но взгляд свой бросала больше на дверь. А когда воцарилась ночь, её крупные слёзы содрогнули ослабевшие лепестки цветка. И в этот миг роза вспомнила одинокого старика у дороги, и боль пронзила её маленькое сердечко. Она вздрогнула и завяла. Последние крохотные росинки, сливаясь со слезами влюблённой девушки, медленно скатывались с её поникших лепестков…