Каждый из нас впитывает с молоком матери аксиому: человек должен заботиться о близких. Она не требует доказательств, но имеет логическое обоснование: на поддержке и взаимовыручке строится семья — ячейка общества, необходимая для сохранения человечества и воспроизводства рода. Если мы будем равнодушны друг к другу, то останемся в одиночестве и будем жалеть о том, что никому не нужны. Убедиться в этом может каждый, кто обратится за примерами к художественной литературе.
Так, в повести М. Горького «Детство» читатель знакомится с семьей Кашириных и сразу же понимает, почему в ней царят непонимание и отчуждение. Дед Каширин, отец Якова, Михаила и Варвары, был жестоким и грубым человеком, который не заботился о своих домочадцах. Он думал только о богатстве и работе, а детей в семье лишь наказывал и отчитывал. Жену он тоже не стеснялся бить и обзывать на людях. Если сын или дочь ему не угождали, он во всем винил супругу. За все годы семейной жизни Акулина Ивановна не получила от мужа ни поддержки, ни любви, ни уважения. В результате сыновья Василия Васильевича выросли черствыми, жадными и склочными людьми, помешанными на материальной выгоде. Родного отца они готовы были сжить со свету ради наследства. Дочь и вовсе сбежала из отчего дома, чтобы не быть товаром для алчного отца, мечтающего о браке по расчету. В финале дед и сам отрекся от своих наследников и пустил их по миру, отказавшись содержать даже жену. Данный пример убеждает нас в том, что отсутствие заботы постепенно разрушает семью и отталкивает близких людей друг от друга. А что хорошего в одиночестве и отчуждении?
Человек, который не заботится о близких, постепенно теряет их навсегда и остаётся один. Подобный пример мы видим в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Дуня убежала из отчего дома вместе с офицером в поисках лучшей доли. Ее воспитывал один отец, который занимал скромное место в общественной иерархии и не мог дать за дочерью большого приданого. Но Самсон очень любил своего ребенка и отправился по следам беглянки. Выследив гусара, с которым уехала Дуня, он нашел ее новую квартиру, но при встрече девушка упала в обморок, и Минский, ее покровитель, вытолкал ошарашенного отца за дверь. С тех пор Самсон Вырин жил в одиночестве и тоске. Дочь не давала о себе знать, и он вскоре умер от горя. А Дуня со временем сама стала матерью и осознала, что поступила неправильно. Приехав домой, она застала лишь могильный холм. Горько рыдала героиня, вспоминая отца, который так и не получил ее заботы и любви. Данный пример очень поучителен: он убеждает нас в том, что мы должны беречь своих близких, пока смерть не разлучила нас. Иначе может быть поздно…
Таким образом, человек должен заботиться о близких людях, чтобы сохранить свою семью и обеспечить себе надежный тыл в узком кругу домочадцев, которые всегда поддержат и подставят плечо. Если же мы не будем согревать родственников и друзей теплом своего сердца, мы останемся одни и не сможем рассчитывать на и понимание в трудную минуту.
Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка - боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.
Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол, перо выронил.
Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караульщики: Алёша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своём белом шатре...
Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать:
- Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли - по-ихнему копыта подкованы.
Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:
- Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним, чтобы он чего не натворил на Руси. Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырём. Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:
- У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетётся и погибнет зря.
У лингвистов нет однозначного ответа и в большинстве своем они поддерживают точку зрения, что так сложилось исторически.