(1) в цехе пронзительно звенели пилы. (2) каждая пила была похожа на солнышко. (3) и от этого солнышка бежали золотые лучи опилок. (4) работа была самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё — и расползётся доска на две части.
(5) раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6) я её боялся. (7) она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8) «кто же это в нашей жизни хнычет, а? » (9) потом мыла руки. (10) и однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11) «боже мой, какая худоба эти подростки. (12) война. . (13) война». (14) и её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.
(15) ели мы мало. (16) и я иногда замечал за собой: нагнёшься—и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17) в такую минуту и произошло несчастье. (18) я не заметил, как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19) потом где-то кричали: (20) «мальчонку убило! » (21) а я думал: вот кого-то убило. (22) и хотел тоже узнать, кого же это убило, кто из наших пострадал, всё хотел побежать и не мог. .
(23) а в ушах звенело: (24) «убило! (25) убило! (26) убило! . »
(27) потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (28) мне было больно, больно, но она говорила грубым басом:
(29) - кто же это в нашей жизни хнычет, а?
(30) она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (31) я от испуга переставал плакать.
(32) я стал поправляться. (33) иногда страшная врачиха задерживалась у моей кровати. (34) глаза у неё были тёмные, лицо скуластое. (35) и говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:
(36) — отца с матерью нет? (37) а где жил? (38) папиросами торговал. . (39) да, гадко. (40) а вот учиться надо.
(41) нет, всё-таки я её боялся. (42) нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.
(43) — она хорошая. (44) у неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (45) а она вон басит, как будто ничего и не было. .
(46) скоро меня выписали. (47) сама врачиха вышла меня проводить. (48) она курила папиросы и говорила резковато:
(49) — в детдоме будешь жить, я договорилась. (50) учись. (51) это нужно. (52) может, я когда зайду-. — (53) она осеклась.
(54) я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (55) и ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: (56) «кто же это в нашей жизни хнычет, а? »
Текст — это упорядоченный набор предложений, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл. В лингвистике термин используется в широком значении, включая в себя и устную речь. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основноймыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке. Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств. Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном. Стилистические черты – образность (с слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения). Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.