Осень - великолепное время года,славящееся своими красками.
Каждое утро, выходя на улицу, нельзя не обратить внимания на яркие опавшие листья. Все они переливаются разными теплыми цветами: желтыми, оранжевыми, охрой, багряными, кирпичными и золотистыми. Все чаще идут дожди, играя особую музыку в осеннем ансамбле. Повсюду слышатся звуки шагов по лужам. Поспевает урожай, украшая красочные поля, а с каждым укусом яблока чувствуется вкус осени.
Своей неизменной красотой отличается золотая осень. Да и не зря ее так назвали! Золотистые вершинки крон живописно переливаются под лучами солнца, нарядно отливают листочки багряным цветом. Поднимается ветер, подлетают листики и парят, словно мелкие кусочки солнца. Невозможно пройти мимо, невозможно не заглядываться на эти пейзажи. Самые красивые пейзажи стоит искать в лесу: в озерах и речках мы видим отражения ярких деревьев, будто это вовсе не озеро и не река, а палитра, где художник использует много теплых и переливающихся красок для создания шедевра.
Все чаще хочется посещать парки, ходить по дубовым тропинкам, собирать листья клена и ясеня, пополняя осенний гербарий. Просто хочется поставить мольберт и начать рисовать всю эту красоту! Осень поет ветром, танцует дождем, рисует листьями. Осень – творческая душа, которая спряталась за спиной времени года.
А сколько раз мы читали об осени произведения известных авторов! «Уж небо осенью дышало, уж небо солнышком блистало…», «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса», «Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов…». Они очень красиво писали об это сезоне. Сразу видно, что они не были равнодушны к осени.
Все-таки осень – волшебное время года. С первым прохладным осенним ветерком, с первой каплей осеннего дождя, с первым опавшим листочком начинается новая жизнь…
Есть люди, не при к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии.
Согласятся ли все они с тем, что величие человека в труде? Вряд ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего предполагают праздность. Вспомним сказки— русские, украинские, немецкие, французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, чудесное дерево, приносящее плоды круглый год — символы изобилия без труда. Далее Библия говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама и Евы: "В поте лица будешь добывать хлеб свой". Во всех легендах упоминается Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по десятку урожаев в год, рыба сама плыла в сети.
Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой долей для не осознающего себя человечества.
Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужого труда. С развитием цивилизации и углублением специализации появлялась возможность обмена: я делаю посуду, а ты — одежду. Появилась возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, труд — почти религия.
Россия постыдно долго задержалась на доисторической ступени развития, лишь недавно избавилась она от рабского труда. Может быть, поэтому так тяжело входит в наше сознание вкус и любовь к работе, то, что называется рабочей гордостью. Словчить, обмануть, получить больше, чем ты заслуживаешь — нередко эти желания гораздо сильнее желания честно трудиться, имея возможность отчитаться в каждой копейке, смело говоря: всему, что у меня есть, я обязан только себе. Удивительная русская литература давно била тревогу: неумение и нежелание работать губит страну. Достоевский в "Подростке" писал, что у России нет людей практических, Лесков, как никто знавший русский народ, с горечью отмечал
утрату ремесел.
И наряду с этим с каким уважением писали мастера о людях труда; как знали они подлинную поэзию деятельности: "Он выносил беспокойный труд и решительным напряжением воли; чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой... вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. Он молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал в новой сфере "своим"..." (А. Грин, "Алые паруса").
Каждый труд благослови, удача.
Рыбаку — чтоб с рыбой невода,
Пахарю — чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
С. Есенин
В поте пишущий, в поте пашущий,
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огонь, над кудрями пляшущий,
Дуновение — вдохновение.
М. Цветаева
Нет высокого и низкого во вдохновенном труде. Но есть труд, который заметен, результаты которого видны всем: пища, одежда, дома, дороги... А есть кропотливая работа ученых, изобретателей. Когда, придя домой, мы включаем лампочку, то ясно, что ее сделал рабочий на заводе. Но многие ли в этот момент с благодарностью вспоминают Яблочкова и Эдисона? Покупая семена для дачного участка, знаем ли мы, чей труд стоит за новыми сортами — генетиков, селекционеров? Включая телевизор, мы не задумываемся ни на миг, что если бы не было Эйнштейна, Планка, Гейзенберга, которые занимались, казалось бы, такими бесполезными вещами, как теория строения атома и устройство Вселенной. Но без них не было бы ничего из таких привычных нам благ цивилизации, как телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Может быть, кто-то и знает, что слово "робот" придумано Чапеком, а кто знает Норберта Винера — отца современных информационных технологий. Скорее мы вспомним Билла Гейтса, который, в общем-то, является интеллектуальным паразитом, разрабатывающим давно открытое месторождение.
И все-таки, можно ли труд сделать мерилом величия человека? Человечества — наверняка. Все мы стоим на бесконечной, уходящей в глубь веков лестницы, где каждая ступенька — плод труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше общество относится к рабочему человеку — все равно, каменщику, философу, повару, учителю, — зависит, продолжится ли эта лестница в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем то, что придумано и сделано другими людьми в других странах, где давно узнали цену труду.