Изучение Казахстана российскими учеными.Социально-экономические и политические изменения в Казахстане, происходившие под влиянием его постепенного присоединения к России, колонизация Степи империей обусловили перемены в культурной и духовной жизни общества.
Важным фактором явилось начало изучения Казахстана русскими и зарубежными учеными. Известные картографы, географы, минерологи, историки, оказавшись в составе научных и военных экспедиций, отправляющихся в Казахскую Степь, впервые описали ранее малодоступные для них земли. Они впервые изучали северо-восточную часть Каспийского моря, знакомились с бытом, материальной культурой, историей казахского народа.
Первая крупная военная экспедиция князя Александра Бековича-Черкасского окончилась безрезультатно. Контингент войска, отправленный для завоевания Хивы, почти весь погиб. Тем не менее экспедиция оказалась очень важной с точки зрения научного освоения территории Западного Казахстана, по которой она проследовала.
Более удачной оказалась военно-походная экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца. Она была организована также по личному распоряжению Петра I, "искавшего пути в полуденную Азию”, рассматривавшего Казахскую Степь в качестве "ключа и ворот” к внутренним районам Центральной Азии. В составе экспедиции находилось несколько пленных шведских офицеровкартографов, которые собрали ценные материалы о расположении казахских жузов. Особенно интересна "Карта Джунгарии” И.Г.Рената, пленного шведа, оставившего очень ценный историко-картографический материал. Долгие годы находившаяся вдали от взоров научной общественности "Карта Джунгарии” впервые была опубликована в "Записках Русского географического общества” в 80-х годах XIX в. известным исследователем истории края В.В.Веселовским.
В "Путевых отчетах” капитана В. Урусова,майора И. М. Лихарева и многих других имеются ценные картографические материалы о Казахстане той поры.
Говоря об изучении Казахстана русскими учеными, прежде всего следует упомянуть об академической экспедиции Г. Ф. Миллера,досконально изучившего материалы, хранившиеся в сибирских архивах Тюмени, Тобольска и Барнаула. Главной целью Миллера явилось изучение истории Сибири. Это он был прозван "отцом Сибирской истории”. Ученый собирал, изучал и систематизировал разнородные материалы, в том числе и о казахских ханствах. Его "Сибирская история”, заключающая в себе весьма ценные данные, особенно о казахских родах Среднего жуза, сохраняет свою научную значимость до сего времени выдающегося исследователя П. И. Рычкова, волею судьбы оказавшегося в далеких казахских степях, оставившего поистине громадное научное наследие по истории и этнографии казахского края. Его замечательные труды, такие, как "Топография Оренбургского края”, "История Оренбургская (1730—1750 гг.)”, по существу, впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее сложные проблемы и периоды истории Казахстана.
Благодаря своим научным трудам о Казахстане П.И.Рычков стал первым членом-корреспондентом Российской Академии наук, пользовался уважением М.В.Ломоносова. П.И.Рычков опубликовал немало трудов по истории края, которые в свое время заслужили признание общественности, обогатили скудные в то время сведения о Казахстане. Его сын, капитан Н.П.Рычков, служа в Оренбурге, также оставил оригинальный труд "Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г.” Он впервые подробно описал бегство волжских калмыков через казахские степи. Работа содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. В ней есть материалы и по исторической топографии Казахстана. Н.П.Рычков первым описал в то время еще неплохо сохранившуюся могилу хана Абулхаира.) Подробные сведения об истории,повседневной жизни казахского народа содержатся также в записках И. Муравина, Д. Гладышева, Я. Гуляева и других, которые неоднократно бывали в ставках Абулхаира, Нуралы. Они посещали съезды казахских старшин вблизи Орска (1738, 1740, 1742 гг.) и оставили довольно объективное описание политической ситуации в Казахстане той поры. В ряду многочисленных записок особо выделяются изданные впоследствии журнальные записки К Миллера, принимавшего участие в освобождении султана Абылая из ойратского плена.
Однажды к бабе Настасье, вдове погибшего на фронте солдата, пришли ребята из местной школы. Они собирали "реликвии", относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. Самым дорогим документом, полученным бабой Настей с полей сражений, был незамысловатый треугольник - так во время войны отправляли и получали письма с фронта. Ребята, прочитав письмо, не нашли в нем пафосных фраз, громких титулов и красноречивых описаний боевых подвигов. Сочтя письмо не вполне патриотичным, они вернули треугольник вдове. А в душе бабы Насти промелькнули все года в обратном порядке, она вновь вернулась в тот день, когда было получено это драгоценное письмо. Она вспомнила, как соседки, также отчаянно ждавшие вестей с фронта, завидовали ей, получившей весточку от мужа, весточку-надежду, что он жив на момент написания этого письма. Вспомнила, как непосильный труд в тылу становился легче, когда сердце согревали вести с фронта. И пусть, в письме были только самые простые фразы о малозначащих вещах, мысль о родном человеке, написавшем эти строки, была счастьем. Баба Настасья не обиделась на ребятишек, не оценивших драгоценность треугольника полевой почты. Она на мгновение почувствовала себя рядом с мужем, который теперь навсегда остался на полях сражений. Она все еще была под впечатлением вновь прочтенных строчек, когда ребята, передумав, вернулись за ее драгоценным письмом.
Для детей реликвия-слова, сопряженные с геройством, предложения 27, 29. Для бабы Настасьи-память о муже,о трудностях военного времени, дающая надежду не только ей, но и соседям, у которых не было писем от родных и близких, предложения 53, 54
Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Р. Стогдилл описал перечень качеств лидера — вожака: 1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный; 2) личностные качества — при уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху; 3) интеллектуальные качества — ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало; контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером. Как правило, его влияние распространяется только на часть членов группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т. д.
По критерию отнесенности к основной деятельности группы лидер может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный лидер направляет свои усилия на выполнение поставленной перед группой задачи. Деструктивный лидер либо ориентируется на собственные цели, которые идут вразрез с групповыми, либо серьезно заблуждается, считая, что к успеху приведет только тот путь, который предлагает только он. Этот путь определяется эмоциями, а не трезвым расчетом, но именно за счет эмоций, которые заражают некоторых членов группы, она может пойти за деструктивным лидером. Такие лидеры часто провоцируют возбужденную толпу на разрушительные действия, о которых люди впоследствии сожалеют.
Лидер-вожак очень понятен и близок зоологу. В этом явлении все вполне «зоологично» , доля психологии очень невелика и картина представляет собой набор простейших при к среде. То же самое, как будто, можно сказать и о вожаках-сторожах. Но невольно вспоминаются и другие вожаки обезьяны-владыки стад, жеребцы и ослы, пасущие и защищающие свой табун, подобно хорошему пастуху. Условно назовем их руководителями. В отличие от вожаков-лидеров, мало обращающих внимание на следующих за ними животных, вожаки-руководители — часто силой подчиняют себе стадо. По сравнению с остальными членами стада у них, безусловно, возможны более сложные формы поведения. Однако обращает внимание тот факт, что в случае опасности или при переходе на новое место впереди стада некоторых видов обезьян или табуна лошадей идет старая самка, а самец-руководитель движется сзади, как бы охраняя стадо. Мы фактически имеем в этом случае два типа вожаков - лидера и руководителя. Причем первый мало, чем отличается, от тех, что описаны выше, а вожак-руководитель по своему поведению зачастую близок к животным-доминантам. Важнейшая забота самца-руководителя у многих животных состоит в защите участка обитания своего стада от чужаков. Интересно, что у обезьян с ярко выраженным территориализмом, обитающих в более открытых ландшафтах (саванны) , самцы-руководители бывают намного крупнее самок (бабуины) . В то же время у их собратьев, живущих в чаще джунглей (например: лангуров) , территориализм часто слабо выражен, а самцы и самки отличаются по размеру не очень сильно. Часто чужаком оказывается самец, и тогда вожак-руководитель вполне резонно старается не допустить соперника в стадо. Самцы-руководители храбро защищают свое стадо от хищников. Например, неуязвимы для волков табуны лошадей, возглавляемые сильным жеребцом. Интересно, что пока вожак отбивает нападение волков, табун убегает прочь, следуя за старой кобылой. Здесь, следовательно, имеются два вожака — лидер (старая кобыла) и руководитель (жеребец).
Важным фактором явилось начало изучения Казахстана русскими и зарубежными учеными. Известные картографы, географы, минерологи, историки, оказавшись в составе научных и военных экспедиций, отправляющихся в Казахскую Степь, впервые описали ранее малодоступные для них земли. Они впервые изучали северо-восточную часть Каспийского моря, знакомились с бытом, материальной культурой, историей казахского народа.
Первая крупная военная экспедиция князя Александра Бековича-Черкасского окончилась безрезультатно. Контингент войска, отправленный для завоевания Хивы, почти весь погиб. Тем не менее экспедиция оказалась очень важной с точки зрения научного освоения территории Западного Казахстана, по которой она проследовала.
Более удачной оказалась военно-походная экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца. Она была организована также по личному распоряжению Петра I, "искавшего пути в полуденную Азию”, рассматривавшего Казахскую Степь в качестве "ключа и ворот” к внутренним районам Центральной Азии. В составе экспедиции находилось несколько пленных шведских офицеровкартографов, которые собрали ценные материалы о расположении казахских жузов. Особенно интересна "Карта Джунгарии” И.Г.Рената, пленного шведа, оставившего очень ценный историко-картографический материал. Долгие годы находившаяся вдали от взоров научной общественности "Карта Джунгарии” впервые была опубликована в "Записках Русского географического общества” в 80-х годах XIX в. известным исследователем истории края В.В.Веселовским.
В "Путевых отчетах” капитана В. Урусова,майора И. М. Лихарева и многих других имеются ценные картографические материалы о Казахстане той поры.
Говоря об изучении Казахстана русскими учеными, прежде всего следует упомянуть об академической экспедиции Г. Ф. Миллера,досконально изучившего материалы, хранившиеся в сибирских архивах Тюмени, Тобольска и Барнаула. Главной целью Миллера явилось изучение истории Сибири. Это он был прозван "отцом Сибирской истории”. Ученый собирал, изучал и систематизировал разнородные материалы, в том числе и о казахских ханствах. Его "Сибирская история”, заключающая в себе весьма ценные данные, особенно о казахских родах Среднего жуза, сохраняет свою научную значимость до сего времени выдающегося исследователя П. И. Рычкова, волею судьбы оказавшегося в далеких казахских степях, оставившего поистине громадное научное наследие по истории и этнографии казахского края. Его замечательные труды, такие, как "Топография Оренбургского края”, "История Оренбургская (1730—1750 гг.)”, по существу, впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее сложные проблемы и периоды истории Казахстана.
Благодаря своим научным трудам о Казахстане П.И.Рычков стал первым членом-корреспондентом Российской Академии наук, пользовался уважением М.В.Ломоносова. П.И.Рычков опубликовал немало трудов по истории края, которые в свое время заслужили признание общественности, обогатили скудные в то время сведения о Казахстане. Его сын, капитан Н.П.Рычков, служа в Оренбурге, также оставил оригинальный труд "Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г.” Он впервые подробно описал бегство волжских калмыков через казахские степи. Работа содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. В ней есть материалы и по исторической топографии Казахстана. Н.П.Рычков первым описал в то время еще неплохо сохранившуюся могилу хана Абулхаира.) Подробные сведения об истории,повседневной жизни казахского народа содержатся также в записках И. Муравина, Д. Гладышева, Я. Гуляева и других, которые неоднократно бывали в ставках Абулхаира, Нуралы. Они посещали съезды казахских старшин вблизи Орска (1738, 1740, 1742 гг.) и оставили довольно объективное описание политической ситуации в Казахстане той поры. В ряду многочисленных записок особо выделяются изданные впоследствии журнальные записки К Миллера, принимавшего участие в освобождении султана Абылая из ойратского плена.