Особое место в истории русского искусства занимают женские портреты Тропинина. Ему, как никому другому ни до, ни после него, удалось выразить новое отношение к женщине не только как к изящному украшению, но и как к матери, жене, хозяйке, подруге. Василий Андреевич Тропинин был крепостным художником графа Моркова и только в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную и в том же году выставил в Академии художеств свою «Кружевницу» , которая была тепло встречена публикой и сразу завоевала популярность. Он изобразил ее с большой душевной теплотой, стараясь попасть в тон карамзинской «Бедной Лизе» . Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. В набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. А в картине главным является другое - желание показать, что и простая девушка может быт прекрасна и внешне и душой. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И простая девушка любить умеет! » - и для всех это явилось открытием. В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа крестьянки и современник его П. Свиньин отмечал: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой» .
Царь уезжает, а во время отсутствия царя, родила царица дочь, но царица умерла. Царь долго горевал. Но год, и царь женился на другой. У царицы было зеркало, которое говорило, что на все те нет прекраснее её годы, и царевна повзрослела. А царица в это время перед зеркальцем была. И спросила у зеркало -"Кто на свете всех милее..", зеркало в ответ -"Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее". Вдруг царица отпрыгнет, каблучком- то как притопнет!..Позвала она чернавку, -"отведи царевну в глушь лесную". И связать её, живую. на съедение волкам. Повела чернавка царевну. А царевна до смерти испугалась, и молила чернавку... Отпустила она царевну. И молва трезвонить стала: дочка царская пропала! А царевна все блуждая по лесу. И дошла она до дома. Очутилась она в горнице. Час обеда приближался, топот по двору раздался, входят семь богатырей. Вдруг сердито пес залаял. Видит: нищая черница ходит по двору. И дала черница ей яблочко. До обеда , не стерпела. Потихоньку прокусила и кусочек проглотила. Пес, им навстречу грозно лая. Братья молвили"Не к добру!". Не минуем прискакали. Пес на яблоко стремглав. Проглотив его, свалился и издох. Хоронили труп царевны молодой. В гробе хрустальном. провели они обряд. Между тем королевич Енисей по миру блуждая. А дальше сама..