В своей повести «Шинель» Гоголь обращается к теме «маленького человека». Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный внешней привлекательности, Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении - в его языке преобладают указательные и служебные слова: «этак», «право», «того».
У Акакия Акакиевича нет перспектив служебного роста, да он и не стремится сделать карьеру. Все его помыслы сосредоточены на переписывании - занятии, которому бедный чиновник посвящает все свое время - не только на службе, но иногда и дома. Интеллектуальные возможности гоголевского героя малы, однако он не убог, а трогателен, говорит нам автор, и заслуживает не презрения, а симпатии и сострадания. Это кроткое и безответное существо, не умеющее постоять за себя, не желающее никому зла.
Автор с грустной иронией описывает будни Акакия Акакиевича, наполненные маленькими радостями и печалями. В департаменте, где служит Акакий Акакиевич, его никто не уважает, даже для сторожей он что-то вроде мухи. Молодые чиновники острят и смеются над ним. Приобретение новой шипели становится главным событием в жизни Башмачки-па. Забота о новой шипели наполняет скудную духовную жизнь героя новым содержанием, вызывает в его душе чувство надежды и радостного ожидания. Лелея мечту о новой шипели, Башмачкин делается живее и тверже характером, смелее и решительнее. Он «как будто женился», в голове его проносятся даже «дерзкие и отважные» мысли («...не положить ли... куницу на воротник?»).
Самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича - день, когда шинель была готова, - становится и днем его жизненной катастрофы. Шинель снимают с его плеч уличные грабители. Раздетый, униженный и раздавленный, Акакий Акакиевич стоит один па пустынной площади и кричит. Эта сцена словно символизирует истинное положение в мире обиженного «маленького человека», ведь позднее - уже не среди заснеженного поля, а в окружении «светских и приличных людей» - он оказывается столь же одиноким, его вопль о также никто не слышит.
Ему следовало обратиться к квартальному надзирателю, однако квартирная хозяйка сразу сказала своему несчастному квартиранту, что к квартальному обращаться бессмысленно - «надует», а лучше обратиться к частному приставу. Но пристав воспринял рассказ об ограблении «как-то чрезвычайно странно», из его вопросов можно было заключить, что ограбленный не заслуживает доверия и сам является лицом подозрительным. Не Акакию Акакиевичу и в департаменте, где он служил верой и правдой много лет. Чиновники департамента собирать денег для него не стали - они и без того уже сильно потратились, «подписавшись на директорский портрет». Последний, на кого приходится рассчитывать Башмачкину, - некий важный чиновник, генерал, «значительное лицо». Не случайно автор даже не дает имени этому персонажу. В «значительном лице» все человеческое и живое давно утрачено, подчинено единственной цели - изображению личного величия. Когда Акакий Акакиевич изложил генералу свое дело, тому «показалось такое обхождение фамильярным». Чиновник пришел в ярость, топнул ногой и возвел голос « до такой сильной ноты», что бедный проситель едва не упал в обморок.
Потеряв последнюю надежду на возвращение шинели и простудившись на морозном ветру, Башмачкин заболел и слег в горячке. Лишь в бреду Акакий Акакиевич обнаружил такие чувства, которые не были свойственны ему в сознательной жизни. Это были чувства ярости и гнева - своеобразный бунт, в котором Башмачкин оказался близок безумному бунтарю Поприщину («Записки сумасшедшего»). Акакий Акакиевич начал неравную борьбу за свои права и погиб (как погиб в сумасшедшем доме Поприщин - такой же титулярный советник).
Но, пишет Гоголь, «здесь еще не все об Акакии Акакиевиче». Башмачкину суждено было шумно прожить несколько дней после своей смерти, «как бы в награду за не примеченную никем жизнь». После смерти бедного чиновника в городе появляется некое его подобие для свершения своеобразного возмездия. Обиженному удается, наконец, восторжествовать над обидчиком: призрак Башмачкина требует, чтобы «значительное лицо» отдало ему свою шинель взамен той, за которую он «не похлопотал», и «значительное лицо» вынуждено исполнить это требование.
В повести «Шинель» Гоголь показал всевластие «канцелярии» и раскрыл бесчеловечность сословно-бюрократического общества, которое, по мысли автора, губит слабых и портит сильных. Продолжатель А. С. Пушкина (образ Самсона Вырина) и предшественник Ф. М. Достоевского (образы Макара Девушкина, Мармеладова и других), Гоголь возвысил голос в защиту «маленького человека», доказал его право на художественное внимание и гуманное отношение со стороны литературы и общества.
Объяснение:
Автор плывёт по Енисею, сильной, раздольной реке. Плывет на родину своего детства. Стоя на палубе парохода, слизывая с губ капли брызг, он, как и многие - многие до него, задается риторическим вопросом – зачем? Зачем так мало времени уделял тому, что по-настоящему дорого, зачем так долго не приезжал сюда, в родные места, а суетился, работал, ездил по заграницам, и даже хворал.
На пароходе не спал лишь рулевой и автор рассказа. Он ждал восхода солнца, солнца, которое вспугнет ночной туман на реке, и закончит эту короткую летнюю ночь. И вот с первыми лучами восходящего светила, герой видит остров: с перевалкой, мигающей красным огнем, со скалами в середине острова, и ярко зеленеющим лесом внизу. И всюду буйная весенняя зелень с вкраплениями разноцветных цветов. Здесь и колокольчики, и дикий мак, и кукушкины слезки.
Автор так вкусно описывает увиденный весенний остров, что он живо и ярко встает перед глазами. Он сам пробежал по всему пароходу, чтобы как можно дольше насладиться этой весной, так нечаянно встреченной на своем пути. Но прекрасная сказка все удалялась и удалялась, пока не скрылась вдали.
Герой рассказа жадно всматривался во все острова, которые встречались в дальнейшем по пути парохода, то такого весеннего так и не было. И объяснение этому чуду есть простое: остров был долго затоплен водами Енисея, и когда его земля слегка просохла – острову нужна была весна. Не мог он ее пропустить, несмотря на то, что вокруг лето было в разгаре. А раз была нужна – она и забушевала вокруг красками цветов, благоуханьем трав – всем, с чем весна приходит в каждый уголочек матушки – земли.
Но только ли о земле говорит в этом рассказе Астафьев? Ведь в конце он пишет: « Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете — неважно. Главное, что она приходит».
Приходит весна – слова, которые сразу ассоциируются с приходом чего-то нового, обязательно светлого и прекрасного. Того, что врывается в человеческие души, захватывает их, очищая и обогащая.
Уснул - ( что сделал? ) - неопр.ф - ( что сделать? ) уснуть, глаг вр.,м.р,ед.ч