Кану я, но будут жить мои стихи,
Молодые все запомнят до строки.
Кто-то с верой примет это, кто-то нет,
Нет, не каждому стихи мои близки.
Так ушедших обсуждаем мы порой,
Все плохое, наносимое молвой,
Отвергаем, чтобы память добрых дел
Не тускнела в стороне его родной.
После смерти отстоять я не смогу
Чувство жизни, что легло в мою строку.
Это мненье в своем сердце сохранив,
Вот что высказать хочу, пока я жив:
Не суди о человеке, не познав,
Не суди, в кругу его не побывав.
И над путником не смейся, тяжкий груз
На свои в дороге плечи не приняв.
Словно в лодке, что на море, — в те года…
Не забыть эпоху эту никогда.
Мое время не похоже на твое,
Если сядешь в эту лодку, что тогда?…
Сам отсек я пуповину, выбрал путь,
Тьму раздвинул, никуда мне не свернуть.
Так что полностью судьбу мою познай,
Верю, что поймешь меня когда-нибудь.
Объяснение:
Казыбек Кельдибекулы[1] (каз. Қаз Дауысты Қазыбек, 1667, прибрежья Сырдарьи — 1763 (по другим данным, 1764 и 1765[2]), зимовка у ключа Теракты в современном Каркаралинском районе Карагандинской области Казахстана[2]) — великий казахский бий.
Казыбек Кельдибекулы — великий оратор, общественный деятель и посол, принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени Аргын. Его прозвище (Каз Даусты) в переводе с казахского означает гусиноголосый. Вместе с Толе би и Айтеке би один из трёх великих биев (судей) казахского народа и один из авторов первого систематизированного свода казахских обычаев «адат» (законов) «Жеты Жаргы».
Казыбек Кельдибекулы — известный в народе как Каз дауысты Казыбек («Казыбек, непревзойдённый в слове и слоге», буквально «Казыбек с непревзойдённым голосом»), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Хунтайджи Галдан Цэрэна, поражённого и загипнотизированного его красноречием.