Окончание постройки существующего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».
Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека привлекает внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Он выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых образуют балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.
Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Просторный алтарь сохраняет традиционную трехапсидную форму, но более сглаженную. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.
Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже 3 придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, с сохранением древнего канона. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.
Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Большинство икон в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.
1)В повести "За на Москва" рассказывается о подвиге легендарной Панфиловской дивизии,которая остановила немцев под Москвой.В результате кровопролитных боёв в 1941 году,враг был остановлен и Красная армия перешла в наступления.Битва под Москвой имела важное моральное переломное значение,победа подняла патриотический дух солдат и они поверили в победу.
2)Основная мысль повести-защита Отечества,ценой своей жизни солдаты остановили врага и защитили столицу.Не важно,какой ты национальности,Родина у нас одна и все вместе мы её защитим.
3)Ключевые слова:за нами Москва,ни шагу назад,бить врага,генерал Панфилов,отстоять столицу,все вместе,в атаку,наступление,победа не горами,вера и гору сдвинет с места.
4)Герой повести-казах,Панфиловская дивизия была сформирована в городе Алма-Ата.Герои-казахи защищали Москву как родной дом,вместе с русскими,украинцами,белорусами,грузинами.Писатель подчёркивает,что у нас один дом-это наша Родина, и все люди равны,как в жизни,так и в бою.Тёплое,дружеское отношение к людям писателя,участника битвы под Москвой.Автор любит свою страну,свой народ,он переживает за каждого воина и хранит память о всех погибших,отдавших жизнь за победу.
5)Герои повести учат не унывать,не вешать нос в самых сложных ситуация,как генерал Панфилов.Учат любить Родину,уважать людей и беречь друг друга.За общее дело стоять до конца, насмерть и помнить погибших.
…День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья.
Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. (А.Н. Толстой “Детство Никиты”)
…Наступал Новый год…
Ледяное встает солнце в молочно-розовеющем дыму, с востока ветер, обжигающий как пламенем, снег блестит чешуйками, режущими глаза, нет сил смотреть, только бы укрыться, отвернуть голову в затишье поднятого воротника. Но какой скрип саней! Какая музыка шипенья, визгов, свиста!
Она иной бывает в дни метели. Тогда гудят какие-то могучие басы, ухает, и бьет…, вдруг налетит целая рать бешеная, хлопнет, затрясет крышей, ахнет в трубе, смолкнет на мгновенье, чтобы дать место следующей, и к утру так навьет сугроб у сеней, что не отворить двери. (Б.Н. Зайцев “Авдотья-смерть”)