Выше уже отмечалось, что в синтаксисе заключены большие выразительные возможности. Гибкий порядок слов в предложении, варианты согласования и управления, параллельные синтаксические конструкции – все это создает благоприятные условия для выбора языковых средств. Но, помимо них, для усиления образно-выразительной стороны речи используются еще и стилистические фигуры.
Анафора – единоначатие. Примером анафоры могут служить стихи: «Жди меня, и я вернусь…».
Эпифора – повторение концовок. Например:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне место в тихом доме
Возле тихого огня! (А.А. Блок).
Кроме того, можно вспомнить антитезу, градацию, инверсию, эллипсис и другие стилистические фигуры.
инов в прямом и переносном значении; определите их стилистические функции в контексте.
1. Не сердитесь, но вы же талантливый и живой человек, а работаете только на сорок процентов, амортизации боитесь, что ли? (Кетл.) 2. «Настоящие ученые – всегда люди «жесткой фокусировки», – сказал я. – «Жесткая фокусировка» - это когда электроны мчатся в ускорителе, несмотря на большие метания, без уклонений. Энергия их от этого возрастает во много раз» (Ник.). 3. Их было много, людей, считавших министерский кабинет Беловодова чем-то вроде грыжи или аппендикса (Ник.). 4. «Главное, загружай подкорку, – посоветовал на прощание Песецкий. – Вот ты сейчас ходишь с незагруженной подкоркой, только зря время теряешь» (Гран.). 5. Он умел разгонять поток ионов, собирать объемные заряды, сводить электроны в тончайший пучок… Частицы подчинялись ему, он делал с ними, что хотел (Гран.). 6. …Она меня интересует. Чем? Попробую объяснить. Если два вектора ортогональны, их проекции друг на друга равны нулю. Я Галю чувствую по отношению к себе ортогональной. Мы существуем в одном и том же пространстве и даже неплохо друг к другу относимся, но – ортогональны. Сколько раз я пробовала дойти до нее словами – не могу (Грек.).