(1)На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель – он, перевернувшись, брякнулся об пол. (3)Из него покатились шариковые ручки, какие-то гвоздики и шурупы, а ещё веером разлетелась пачка больших цветных портретов.(4)С неожиданной суетливостью Жека метнулся их подбирать, отталкивая любопытных. (5)Но кто-то успел поднять несколько глянцевых листов. (6)И здесь началось...– (7)Ребята, он сдвинулся по фазе! (8)Он артисток собирает!(9)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...(10)Вошла учительница – все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!– (18)Кому отправлял?(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!– (23)Не врёшь?– (24)Верка, я своими глазами видела: город Норильск, улица, дом, и вот такими буквами – Е. Ракитиной!.. (25)Я специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26)Она уехала, а он, представь, страдает! (27)Вот завтра в классе посмеёмся!– (28)Тебе его не жалко?– (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны? – фыркнула Лисапета. – (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка!– (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров... (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата… (По Э. Шиму)*
I. Вступление. II. Основная часть (включающая несколько подпунктов). III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане. Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
1) В одном городе жил доктор и звали его Гаспар Арнери. 2) В стране, где он жил правили,Три Толстяка. 3) Однажды летом, доктор отправился на прогулку. 4) На площади, он неожиданно услышал выстрелы. 5) Оказалось, что народ восстал против власти Трёх Толстяков. 6) Доктор потерял сознание, потому что, в башню из которой он наблюдал за происходящим попала бомба. 7) Очнулся он, вечером. 8) Придя домой, он собирался лечь спать, но увидел человека в зеленом плаще, который вылезал из камина. 9)Продавец воздушных шаров улетел в окно кондитерской. 10)Там он упал на торт.
(2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель – он,
перевернувшись, брякнулся об пол. (3)Из него покатились шариковые ручки,
какие-то гвоздики и шурупы, а ещё веером разлетелась пачка больших
цветных портретов.(4)С неожиданной суетливостью Жека метнулся их
подбирать, отталкивая любопытных. (5)Но кто-то успел поднять несколько
глянцевых листов. (6)И здесь началось...– (7)Ребята, он сдвинулся по
фазе! (8)Он артисток собирает!(9)Стиснув до побеления губы, зыркая
исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на
парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...(10)Вошла учительница – все
кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала
записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти
в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в
одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто
дикарь, да и только.(15)После урока Лисапета подскочила к
Вере:– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от
удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые
конверты!– (18)Кому отправлял?(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так
она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в
нескольких местах сразу.– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза
Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял
письма!– (23)Не врёшь?– (24)Верка, я своими глазами видела: город
Норильск, улица, дом, и вот такими буквами – Е. Ракитиной!.. (25)Я
специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26)Она уехала, а он,
представь, страдает! (27)Вот завтра в классе посмеёмся!– (28)Тебе его
не жалко?– (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти
дурацкие тайны? – фыркнула Лисапета. – (31)И эта Лизка Ракитина тоже
хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из
журнальчиков выстригала! (33)Мещанка!– (34)Она совсем не мещанка.
(35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей
хотелось запомнить актёров... (37)Вот он и отправляет ей открытки
любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске!
(39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.(40)Лисапета вдруг
явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками,
цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая
гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают
бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не
дойдут до своего адресата… (По Э. Шиму)*