Н. Островский когда-то назвал стихи Пушкина благодеянием. И это - благодеяние свободы. Чувство свободы, может быть, самое удивительное, что рождает общение с Пушкиным. В "Памятнике" поэт сказал об этом, как о главной своей заслуге: ...что в мой жестокий век восславил я свободу... Пушкин был близок к декабристам, их мысли и чувства питали молодую пушкинскую поэзию, а одно из первых своих произведений он прямо назвал "вслед Радищеву" - "Вольность". Все его творчество от первой до последней строчки есть восславление свободы: антикрепостническая "Деревня", но и фантастический, сказочный "Руслан" - свободная игра духовных сил свободного человека, предчувствие, по слову Белинского, нового мира творчества. Что же, в этом смысле "Руслана и Людмилу" можно назвать и называли "декабристской поэмой". А после 1825 года, после поражения первого у нас революционного выступления, уже "только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением. Поэты, живущие во времена безнадежности и упадка, не слагают таких песен..." (Герцен). Однако поразительное ощущение свободы поэзия Пушкина несет не только там, где она о свободе говорит. Поэтому он всегда оставался в подозрении у "жестокого" века, и даже тогда, когда не создавал крамольных, по характеристике Александра I, "возмутительных" стихов. Пушкин - сама свобода. Какое преодоление ограниченности, какая освобожденность от эгоизма в этом признании: Я вас любил: любовь еще, быть может. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Любой пушкинский образ бесконечно значителен. Вы помните "К***": Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты... Пушкинское творчество-это творчество "по законам красоты", одно из высших проявлений самой сути человеческого творчества вообще. Не в этом ли разгадка уникального явления единственного у нас романа в стихах "Евгения Онегина", как "энциклопедии русской жизни" - прямое следствие "энциклопедизма" пушкинской души, пушкинского духа. Не в этом ли Пушкина к преодолению национальной ограниченности, своеобразный художественный интернационализм, названный Достоевским всемирной отзывчивостью: "В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении - Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то главнейшую нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин.
Посмотрим на картину русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Композиция картины
Мы видим на картине деревянный деревенский дом с крылечком из двух ступенек. Перед домом слева от двери, огороженная аккуратным невысоким деревянным забором, растет березка. Дорожка, идущая перед домом, убегает вдаль, к группе таких же деревенских домиков. Вдали за домом мы видим одиноко спешащего путника.
На крылечке, широко раскрыв глаза и улыбаясь, стоят двое деревенских ребятишек – девочка лет десяти и ее младший восьмилетний братишка. Дети хорошо одеты, на них теплые тулупчики и валенки, на голове у мальчика отороченная мехом черная шапка-ушанка, а у девочки – теплый и пушистый бежевый пуховый платок. Детишки зябко прячут в карманы пальтишек замерзшие ручонки.
Глазенки их горят радостью и удовольствием, они внимательно вглядываются в небо. Что же они там увидели?
С неба торжественно падают, кружась и сверкая, прекрасные белые снежинки. По выражениям лиц детей легко можно догадаться, что снежок в этом году первый, так много в их глазах изумления, неподдельного восхищения и радости. На картине явно раннее утро и вчера, ложась спать, дети видели только грязный, темный и унылый двор. А за ночь все успело замести снегом: и улицу, и дома в глубине картины и одиноко стоящую у дома березку. Все покрыто белоснежным искрящимся ковром. Перед березой в снегу ходит ворона, и даже птица явно рада, что наконец-то пошел снег. Картина выполнена в холодных бело-голубых с серым тонах и только одно на ней теплое пятнышко – девочкино бежевое пальтишко и платок. ))):-)