. Роза - древнейший цветок в истории человечества. Выращивать розы и отбирать лучшие образцы начали еще за три тысячелетия до н.э. в древнем Китае. По преданиям, первые поразительной красоты дикие растения роз, созданные самой природой, были принесены с берегов Янцзы и Хуанхе. Древнекитайские садовники любовно ухаживали за розами, подмечая и выбирая самые прекрасные. Некоторые источники ссылаются также на опыт садовников Древнего Египта, научившихся добиваться обильного и почти непрерывного цветения роз в течение всего года. Родиной розы считается Древняя Индия и Средняя Азия, откуда цветок розы попал в Малую Азию, Грецию и далее в Европу. У древних народов Востока роза всегда была священным и глубоко почитаемым цветком. В Древней Индии розе принадлежал статус цветка хранителя Вселенной Вишну, поэтому жрецы украшали розами храмы, лепестками роз устилали путь во время религиозных торжеств и праздничных процессий. Считалось, что созерцание цветущих роз проясняет рассудок, исцеляет душу и приводит ее в гармонию с миром. Особым почетом роза пользовалась в Древней Персии, где она считалась цветком Аллаха и его подарком людям. В Россию роза попала из Болгарии. Христианское искусство прославляло розу как знак невинности, чистоты и святости, ее считали райским цветком. С течением времени розу стали тесно связывать с Богородицей, которую изображали в окружении кустов роз в раю. Розы красного цвета стали также символом страдающего Христа, пролитой во имя живущих на Земле людей крови.
Более ста лет с тех пор, как Суриков написал картину «Боярыня Морозова». Не одно десятилетие это шестиметровое полотно украшает Третьяковскую галерею, восхищая ее посетителей мастерством художника.
Остановимся перед картиной и мы. Постоим на деревенской улице, с низкими домами, с золочеными куполами церквей, и мысленно двинемся вместе с толпой за санями, на которых сидит закованная в цепи женщина. Страшен пламенный взгляд ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице.
Кто она, героиня суриковской картины, чем привлекла она художника-историка?
Феодосия Морозова принадлежала к самому привилегированному слою русского общества допетровской эпохи.
Фанатически религиозная, она, когда в России начались церковные реформы, стала страстной защитницей старой веры. Ее друг и наставник протопоп Аввакум писал о ней: «Очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врага, как львица».
Овдовев на тридцатом году, Морозова вела суровую подвижническую жизнь: дом она превратила в тайный монастырь, где собирались раскольники – люди, не приемлющие церковных реформ.
Протестуя, Морозова отказалась участвовать в обряде венчания царя, за что была схвачена, подвергнута пыткам, отправлена в ссылку, где и умерла голодной смертью. Но прежде, чтобы устрашить всех непокорных, закованную в кандалы женщину возили по заснеженным московским улицам.
Картина необычайно живописна. Художник использовал всю гамму палитры. Краски сияют ослепительно, пронизывая всю картину серебряным светом морозного дня, но на полотне нет пестроты.
Бессчетные эскизы, выполненные к картине, художник писал с натуры. «Если бы я ад писал, - пошучивал он, - то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставил».
Мои любимые цветы
Мне нравятся полевые ромашки и гордые гладиолусы.
Ромашки - это неизменные цветы наших лугов. Существует много разновидностей ромашек. Особенно мне нравятся маленькие солнышки, дружной семейкой колышущиеся от ветра на высоких тонких стебельках. Сорвешь один стебель, а в руках - целый букет. Листьев на таких стеблях совсем немного, и их не замечаешь. А каждый цветок - беленькое платьице с желтой сердцевиной. Ромашки - очень нежные и трепетные цветы. Без воды их головки поникают и, кажется, вот-вот погибнут. Для меня ромашки - воплощение хрупкой женственности.
Совсем другое дело гладиолусы. Это мужской цветок. Высокой, крепкой стрелой взмывает он вверх. Последовательно, один за другим снизу начинают раскрываться бутоны на его стебле. Насыщенные тона у соцветия постепенно переходят к более светлой окраске там, где цветок разворачивается, демонстрируя сложную конфигурацию своей формы. Узкие жесткие листья, поднимаясь вдоль стебля, укрепляют его. Такой цветок не согнется даже от сильного ветра. Для меня он - символ мужской целеустремленности и стойкости.