В третьей пословице говорится о том, что ложь нас часто может подвести, иногда нам тоже могут наврать и тогда у нас ничего не получится, может ничего не выйти из того, что мы задумали.
Саша учился неплохо. Почти всегда у него в дневнике стояли хорошие отметки. Но вот однажды ему в журнале встретилась фотография парусника, и он решил из деталей склеить этот замечательный парусник. Он каждый вечер сидел в своей комнате и строгал эти детали. Это получалось очень медленно и требовало много времени. Про уроки Саша и не вспоминал, а родителям говорил, что занимается уроками, через неделю у него в дневнике красовались сразу две двойки. Одна была по русскому языку, другая по математике. Саша решил не говорить родителям про двойки и сказал, что день в школе хорошо. Но на следующий день это повторилось, и тогда его родителей вызвали к директору, они узнали про двойки и запретили Саше делать парусник. Так и лежали детали на шкафу в его комнате до зимних каникул, а Саша зато регулярно делал уроки и не допускал ошибок. Он закончил четверть очень хорошо, а папа и мама поздравили его с этим и подарили специальный набор, из которого можно было собрать парусник, а не вырезать детали из дерева. Так Саша понял, что врать нехорошо., ведь на ложь нельзя опереться.
Басни Ивана Андреевича Крылова появлялись, как правило, в связи с определёнными событиями в жизни российского общества. Они часто были реакцией на конкретные обстоятельства или поступки конкретных людей: высокопоставленных лиц, литераторов с сомнительной репутацией. Читатели басен, главным образом те, кто были в курсе событий общественной жизни, без труда узнавали «героев». Крылов немедленно реагировал на безнравственность, безответственность, имевшие место быть. Он находился в обществе на положении, которое можно обозначить так – «совесть народа».
События крыловской эпохи ушли в небытие, но уроки мудрого баснописца продолжаются до сих пор. В чём же причина того, что спустя столетия, «школа нравственности имени Крылова» не закрылась, она продолжает функционировать и до сих пор?
Секрет, скорее всего, не только в отточенном литературном мастерстве басенного автора, но и в том, что Крылов не только вскрывал, обозначал и клеймил пороки, а в том, что он беспрестанно развивал позитивные начала, создал настоящую философскую систему воспитания поколений.
Какие же недостатки высмеивал и критиковал баснописец в своих произведениях? Они стары, как мир. Алчность, ненасытность, скупость, плутовство, фальшь, двуличие, бессмысленность, лукавство, лесть. Герои крыловских басен нашли пристанище в мире, где процветает лицемерие, господствуют лень, трусость, хвастовство.
Чем плохи новоявленные Музыканты (басня И.А.Крылова «Музыканты») ? «С прекрасным поведеньем», но главное умение, которое они должны продемонстрировать – петь, к сожалению, не могут. Так что это тогда за Музыканты? Они взялись не за своё дело. Не владеешь ремеслом – не берись, не смеши людей.
Всем хорош и «механики мудрец» из басни «Ларчик», да вот только реквизит открыть он так и не смог. Поворачивал его «мудрец-мастер» с разных сторон, изображая бурную деятельность, да вот только результата не видно. А в деле, главное, не слова — а результат.
А как вам Щука, вызвавшаяся гоняться за мышами («Щука и Кот»)?
Во всех этих баснях Крылов наглядно демонстрирует пустопорожние занятия, отход в сторону от истинного дела, дилетантство.
Какие недостатки высмеивал Крылов в своих баснях?
В басне «Мартышка и очки» — глупость необразованного человека.
В басне «Ворона и Лисица» — лесть, глупость.
В басне «Слон и Моська» — хвастовство.
Людям не свойственно выказывать свои недостатки — большинство старается завуалировать их, дать им привлекательную обёртку. Демонстрировать недостатки и неумения не принято.
Тем не менее, как их не скрывай, они всё равно проявятся. И Крылов это отлично знал. Сам он, начавший свою трудовую деятельность на одиннадцатом году жизни, насмотрелся всякого. С детских лет он примечал то, что творится в обществе, аккумулировал в себе впечатления о жизненных неурядицах, что потом нашло своё отражение в его баснях.