творчество н. а. некрасова наполнено горячей любовью к народу. поэт страдал, видя бедственное положение крестьянства. он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. с особой силой грустные раздумья некрасова отразились в поэме “кому на руси жить хорошо”. в этом произведение вера в народ переплетается с болью при виде его безотрадной жизни.
поэма была задумана как “крестьянская эпопея”. ее героями стали простые мужики. некрасов с надеждой смотрит на семерых правдоискателей, пожелавших разгадать тайну счастья и отправившихся в нелегкий путь. перед нами проходит целая вереница характеров. у каждого из них своя , но все вместе они составляют собирательный образ народа. рисуя обобщенный портрет, поэт стремится сохранить в нем индивидуальные черты таких разных и неповторимых людей. мы видим и массовые народные сцены, и судьбы отдельных героев. часто некрасов приводит читателей туда, где собирается большое количество людей. в одной из глав мы попадаем на сельскую ярмарку, любимый крестьянский праздник. здесь весело, “горласто”, “хмельно”. но картина праздника не мешает поэту прийти к неутешительному выводу о том, что счастье мужиков “горбатое с мозолями, дырявое с заплатами”.
некрасов не идеализирует крестьян. среди них есть те, кто довольствуется и даже гордится положением раба. к “людям холопского звания” автор беспощаден. “сущими псами” он называет мужика, кичашегося господской болезнью подагрой, ипата, раба утятина, якова верного, “холопа примерного”. такие люди давно утратили чувство человеческого достоинства, а вместе с этим и народную гордость.
им некрасов противопоставляет “народных заступников”. первым появляется яким нагой. это мужик-философ, он проводит глубокий анализ положения народа. в его уста поэт вкладывает рассказ о бесправии и зависимости крестьянина от его “дольщиков” — “бога, царя и господина”. яким нагой сам живет горьким бедняком, но у него романтическая душа. из горящего дома он выносит не заработанные тяжким трудом деньги, а “картиночки”.
если яким нагой заступается за народ словом, то ермила гирин, будучи старостой, старается защищать интересы мужиков. ему присущи народный ум и неподкупная честность. гирин пользуется уважением среди крестьян. доверие он заслужил справедливостью и добротой. этот человек тяжело переживает свей единственный проступок перед обществом — попытку оградить брата от рекрутчины за счет другого крестьянина. свою вину гирин искупает всенародным покаянием. не все нам известно о дальнейшей судьбе героя, но нетрудно догадаться, что готовность пожертвовать своим благополучием ради доверившихся ему людей может гирина в острог.
воплощением могучих сил народа становится савелий. его поэт называет богатырем, возвращая нас к древним былинам. савелия и его единомышленников открывает читателям исконную мечту народа о свободе и праве распоряжаться своего нелегкого, но славного труда. в этом герое воплощено стихийное начало. поэт показывает, что терпение народа не может быть вечным, наступит момент, когда мужики жестоко и беспощадно отомстят своим притеснителям. последствия бунта могут стать необратимыми. рассказывая о расправе с немцем фогелем, автор , что борьба с угнетением может обернуться кровавой драмой для всей россии.
с любовью описывает некрасов и внучку савелия — матрену корчагину. крестьянка прожила трудную жизнь и состарилась к тридцати восьми . героиня уверена, что “ключи от счастья потеряны у бога самого”. но она сопротивляется несчастьям и борется с несправедливостью: спасла мужа от рекрутчины, не побоявшись обратиться к губернаторше, подставила свою спину под плеть, чтобы оградить от побоев сына федотку. матрена тимофеевна соединила в себе мужскую силу характера и нежную женскую душу.
такие герои, как яким нагой, ермила гирин, савелий, матрена, семеро правдоискателей, вселяют в поэта уверенность, что бесправие народа будет недолгим, что “рать поднимается неисчислимая, сила в ней слышится несокрушимая”. будущее россии поэт связывает с освобождением крестьянства. гриша добросклонов, один из немногих счастливых в поэме, знает, что в любых испытаниях нужно сохранить “золото, золото, сердце народное” — залог великого возрождения родины.
русь у некрасова одновременно “и убогая, и обильная, и могучая, и бессильная”. такой же двойственной будут видеть ее есенин и блок. такой же противоречивой остается россия и сейчас. но в самые тяжелые времена спасает надежда на то, что загадочную душу, золотое народное сердце погубить невозможно.
То ли время повернулось вспять, то ли машина времени сыграла со мной эту шутку, уж не знаю. Только с генералом Иваном Васильевичем Панфиловым мы оказались лицом к лицу: я в кроссовках, рваных джинсах, в любимой выгоревшей на солнце майке с надписью «Look at yourself» и бейсболке козырьком назад. Нет, я его признаться, не узнал. Но он, на вид какой-то оторопевший, первый спросил меня: «Парень, да ты вообще кто? Откуда свалился?». Что тут ответишь? Я сказал: «Я – Иван, а вы кто?» - «Я тоже Иван, Иван Васильевич». – «Грозный, что ли?», - подозрительно спросил я. – «Какой Грозный, я Панфилов, Герой Советского Союза, между прочим». Тогда я присмотрелся повнимательней. Высокий, плотного телосложения, в шапке-ушанке, военном полушубке человек стоял передо мной. Я понял, что это точно не царь. «Панфилов! Да ведь я совсем недавно о нем слышал, в школе проходили. Да он же настоящий герой… Вот удача. Сейчас я его расс обо всем».
- Иван Васильевич, раз уж мы встретились, расскажите о себе, о ваших подвигах, о славе…
Он достал «Казбек» из кармана, сел на лавочку (дело было в сквере на привокзальной площади), не спеша закурил.
- О подвигах, говоришь… Ну слушай.
Подвиги совершал не я – солдаты мои, которыми я командовал. Мои бойцы прославились проведением оборонительных боев в окрестностях Волоколамска против тяжелой техники врага. Они не раз ходили в тыл врага, чтобы психологически подготовиться к противотанковой атаке.
Моя дивизия всегда побеждала. Противники называли моих солдат дикими и фанатичными. 28 бойцов осенью сорок первого под Москвой 18 танков уничтожили! Вот как воевали. Почти все они погибли. Погибли, но не сдались, потому что велика Россия, а отступать некуда, как сказал Клочков, наш отважный политрук.
Зато дивизия встречала победу на территории Курляндии. На здании рейхстага герои дивизии оставили надпись в память обо мне, хотя меня к тому времени давно не было – погиб я в сорок первом, 18 ноября. Вот так вот, тезка.
- А как же…, - начал я, но в густом папиросном дыму рядом на скамейке никого не увидел. Ушел Иван Васильевич. Или это время незаметно вернулось, действительность снова вошла в свои права. Жизнь продолжалась.