1. Что изучается в пунктуации?
Пунктуация изучает знаки препинания и правила их постановки.
2. Какие знаки препинания завершают предложения?
В конце предложения может стоять точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак.
3. В каком случае в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки?
Если предложение по цели высказывания вопросительное, а по интонации восклицательное. Например: Сколько раз тебе повторять одно и то же?!
4. Какие знаки препинания отделяют друг от друга члены простого предложения и простые предложения в сложных?
В простом предложении его члены отделяются чаще всего запятыми. Между частями сложного предложения может стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
5. Когда не ставится запятая между однородными членами?
Если однородные члены связаны одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да в знач. «и»; или, либо).
Например: На столе лежали книги и журналы.
6. Какие знаки препинания выделяют в предложениях обращения?
Обращения выделяются запятыми или восклицательным знаком (если обращение стоит в начале предложения).
Например: Люблю тебя, страна моя. - Ребята! Сдайте контрольные работы.
7. Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге.
Если прямая речь стоит после слов автора, то мы ставим после слов автора двоеточие, прямую речь пишем с большой буквы и заключаем в кавычки. А: "П". Папа сказал: "Завтра мы поедем на море".
Если прямая речь стоит перед словами автора, то мы заключаем прямую речь в кавычки, пишем с большой буквы, ставим после прямой речи запятую и тире, а затем слова автора с маленькой буквы.
"П", - а. "Завтра мы поедем на море", - сказал папа.
Если прямая речь прерывается словами автора:
"П, -а, - п". "Завтра, - сказал папа, - мы поедем на море".
"П, -а. - П". "Давай увидимся завтра, - сказал Саша. - Я принесу тебе книгу".
Каждая реплика диалога начинается с новой строки.
При этом перед каждой репликой ставится тире, а кавычки не употребляются:
- Как тебя зовут?
- Ирина.
- Откуда ты приехала?
- Из Пскова.
Реплики могут писаться подряд. В этом случае каждая из реплик берётся в кавычки и отделяется от другой тире:
"Как тебя зовут?" - "Ирина". - Откуда ты приехала?" - "Из Пскова",
И Крамской поехал в Ясную Поляну. Это было осенью 1873 года. Как раз в эти дни Толстой обдумывал и начинал писать «Анну Каренину». Ему ни с кем не хотелось видеться и разговаривать. «Я как запертая мельница», — сказал он о себе в письме к одному из своих знакомых. Крамской не застал Толстого дома. Художнику сказали, что Лев Николаевич куда-то отлучился. И Крамской пошел его разыскивать. Он спросил у работника, рубившего дрова:
— Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич?
Работник распрямился, взглянул на него внимательно и ответил:
— А вам он зачем? Это я и есть.
Так произошла встреча Толстого с Крамским.
Сначала Толстой отказался позировать художнику для портрета. Но Крамской «употребил все свое могущество» и все же уговорил его. И начались сеансы в яснополянском доме. Крамской работал сразу на двух холстах. Один портрет предназначался для семьи Толстого, другой — для Третьяковской галереи.
«У нас теперь всякий день бывает художник живописец Крамской, — сообщала С. А. Толстая своей сестре Т. А. Кузминской, — и пишет два Левочкиных портрета масляными красками... Замечательно похоже, смотреть даже страшно».
Многое поразило Крамского в облике и образе мыслей Толстого. Перед ним был уже не тот человек, который написал когда-то «Детство», «Казаков» и «Войну и мир». Крамской почувствовал, что в Толстом происходит какая-то важная перемена. И ему удалось схватить выражение и общую атмосферу того времени, когда Толстой начинал работу над своим «романом из современной жизни», как он называл «Анну Каренину». В письме к И. Е. Репину художник рассказывал о своих впечатлениях: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».
Что касается Толстого, то для него художник Крамской тоже был находкой. Толстому нравилась его «очень хорошая и художническая натура». Он увлекался беседами с художником во время длительных сеансов. Они говорили об «избрании пути» в жизни и искусстве, о «старых мастерах» и новом отношении к живописи, о правде творчества и просвещении народа.
Два художника — Толстой и Крамской — в равной мере понимали, что в жизни и верованиях современного человека происходит глубокая перемена, которая требует переоценки ценностей. Некоторые из их бесед нашли отражение на страницах романа «Анна Каренина», особенно там, где изображен художник Михайлов.
Крамского поразила цельность натуры Толстого. Он понял, может быть, самую важную особенность эпического замысла автора «Анны Карениной» и его стиля: «Помню удовольствие в первый раз от встречи с человеком, у которого все детальные суждения крепко связаны с общими положениями, как радиусы с центром, — пишет Крамской в письме Толстому. — О чем бы речь ни шла, ваше суждение поражало своеобразностью точки зрения».
Портрет Толстого, созданный в 1873 году в Ясной Поляне, представляет собой пластическое, художническое выражение целой эпохи в жизни писателя. Перед нами автор «Анны Карениной», вполне сложившийся человек, полный раздумий о современности, об истории, о душе человеч