Несмотря на то, что в последние годы уровень жизни населения страны в целом значительно выше, чем в первое постсоветское десятилетие, перед Россией стоит много острых социальных проблем, представляющих угрозу и для национальной безопасности российского государства. Социальная поляризация населения, безработица, дороговизна жилья, низкое качество образования – вот далеко не полный перечень проблем, которые государству требуется решить в первую очередь, если, разумеется, оно хочет занимать серьезное место в мировой политике и обеспечивать достойное существование своего населения. Одной из серьезнейших и позорных для XXI века проблем страны является наличие большого количества бездомных людей. В современном мире, согласно данным Организации Объединенных Наций, насчитывается не менее 100 млн. человек, не имеющих собственной крыши над головой. Численность бездомных в современной России, по оценкам большинства специалистов, составляет несколько миллионов человек. Кроме того, существуют еще «фактические» бездомные, формально все же имеющие крышу над головой. Это как бомжи, изгнанные из своих квартир и домов родственниками, или бросившие свои жилища, так и граждане, прописанные в детских домах, домах инвалидов и престарелых, тюрьмах и колониях. Точная численность лиц без определенного места жительства неизвестна, а хотя бы приблизительное представление о ней может дать лишь Всероссийская перепись населения.
Аркадий Пластов - русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова "Первый снег" в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она "теплая", несмотря на то, что изображает зиму.
На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.
Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.
Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.
Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо - и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.