1) Чтобы проверить написание безударной гласной в корне, надо подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы эта гласная стояла под ударением: накОнец - кОнчик 2) Слово с непроверяемой гласной надо запомнить: юмОрист 3) Чередующиеся гласные в корне слова делятся на 4 группы в зависимости от условий выбора гласной. Это: группа 1 - от ударения: гар-гор, зар-зор. Опорные слова для запоминания: гАрь - в корне гар-гор А всегда под ударением, О - без него; зОрька - в корне зар-зор всё наоборот: гОреть - загАр Группа 2: от согласной на конце корня: лАГ-лОЖ, рАСТ - рАЩ - рОС, исключения: Ростов, росток, Ростислав, отрасль Примеры: прилАгательное- излОжение, рАстить-вырАщенный-зрОсли Группа 3: написание гласной зависит от наличия суффикса А после корня:кОс-кАсА, бер-бИрА , дЕр-дИрА, стЕл-стИлА, жЕг-жИгА, блЕст - блИстА и др. Например: коснуться-касаться, блестеть-блистать, отдЕру-отдИрАть, поджИгАть-разжечь(г-ж чередуются), стЕлить-расстИлАть Группа 4: от лексического значения корня: равн (= равный, одинаковый) - ровн (ровный, гладкий): порАвнялись с вышкой=встали на одинаковое расстояние, подровнять траву, мак (погружать в жидкость несколько раз) - мок (стать мокрым, влажным): обмАкнуть перо в чернила, вымОкнуть под дождём. Группа 4 рассматривается уже в 9 классе.
Тема этой повести - потеря персонажем «части» своего «я» в результате действия «нечистой силы» . Организующую роль в сюжете играет мотив преследования, хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы в повести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева - не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет даже в финале. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Неожиданным предстает и финал повести: "Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно".
Таким образом, в повести идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов, о которых автор постоянно упоминает. Это слухи о том, что нос то прогуливается по Невскому проспекту, то по Таврическому саду, то он будто бы находился в магазине и т. п. Для чего введена такая форма сообщения? Сохранив форму таинственности, автор высмеивает носителей этих слухов.
В повести "Нос" рисуется чудовищная власть чинопочитания. Писатель показывает всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, геряет всякое значение. И здесь Гоголь искусно использует фантастику.