Друг мой, друг мой. Тебе почти столько лет, сколько мне сейчас. Неделю назад ты еще был школьником, а через несколько дней ушел на фронт добровольцем. Какое-то время судьба хранила тебя, оберегала от пуль. Маме и сестре писал письма , а они отвечали тебе веселыми стишками, так любимыми тобою в детстве. Потом письма от тебя идти перестали. Где ты сложил свою голову - я не знаю. Но в архиве моей соседки бабы Вали хранится пилотка, несколько сочинений на свободную тему и пионерский галстук. Ты был верным и нежным, веселым и героическим. Ты был настоящим патриотом. Мы тебя помним всегда. С уважением. Николай. Мне семнадцать лет, и я горжусь тобой
Портрет Мики не зря называют одной из лучших картин художника. В ней столько света, тепла, доброты, что невольно задерживаешь взгляд на всем полотне, хочешь разглядывать ее, находить все новые детали, все глубже проникать в замысел художника, постигая тайны великого творчества талантливого русского живописца. Мика изображен в движении: он забежал в комнату и присел на высокий стул лишь на несколько минут. Его остановила художника, присесть ненадолго, задержаться и попозировать. Вся фигура ребенка полна движения, легкие кудри волос красиво обрамляют лицо, белая просторная рубашка не сковывает движений. По одеянию мальчика понятно, что он только встал, еще не завтракал, но уже занят решением своих маленьких дел, своих детских проблем. Весь образ Мики наполнен чистотой, невинностью, желанием бегать, прыгать, щебетать о чем-то своем, спрашивать, играть, двигаться беспрестанно, не задерживаясь ни на минуту.
Хорошо заметен на картине контраст - голова кажется большой в сравнении с худеньким телом, белая рубашка ярко выделяется на фоне темного кресла, цветной узор накидки контрастирует со серой стеной.
Никого не оставляет равнодушным и внешность мальчика. Это живой симпатичный ребенок, радостью сияют его глаза. Яркий румянец на его щеках свидетельствует, что мальчик здоров и много двигался с утра. Художник смог запечатлеть и бархатистость детской кожи, непосредственность позы мальчика, мягкие складки рубашки. Глядя на картину понимаешь, что Валентину Александровичу очень нравится образ малыша, его радует его подвижность, жизнерадостность и непосредственность. Художнику удалось остановить мгновение, ведь в следующую секунду Мика сидел уже по другому, о чем-то рассуждал в полголоса, а через минуту покинул комнату. Можно сказать, что эта картина предрекла судьбу мальчика, Мика Морозов в последствии стал искусствоведом и театральным историком, то есть связал навсегда свою жизнь с искусством, быть может, это было с легкой руки художника Серова.