На уроках литературы я совершил увлекательное путешествие в историю детской литературы. В начале путешествия, я узнал, что в Х-ХV веках еще не было детской литературы, она только начала зарождаться, поэтому дети читали религиозные книги, а также отрывки из летописей. Первая русская летопись называлась «Повесть временных лет». Ее составили несколько монахов-летописцев. Из главы «Изобретение славянской азбуки» я узнал, что славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий, искусные философы. Они перевели Апостол, Евангелие и другие книги. Первой рукописной книгой для детей стал учебник латинского языка «Донатус». Его автор Д. Герасимов, очень талантливый человек. Я прочитал его сказку «О поселянине и медведице». Путешествие продолжалось, и было интересно узнать, когда появились первые печатные книги для детей? Оказалось, что первую печатную книгу в 1574 году составил русский первопечатник Иван Федоров. Это была «Азбука». Дальше я отправился в ХVII век в Чудов монастырь, где познакомился со справщиком Савватием – образованным и уважаемым человеком. Он написал первые стихи для детей. Мы даже пробовали переводить отрывки из его стихотворений на современный язык. Я узнал еще о двух поэтах, которые писали для детей. Это – Симеон Полоцкий и Карион Истомин. Из книги «Рифмологион» мне понравились приветствия от детей.Отче мой честный, мне любимый зело,Живи век долгий здраво и весело.А мене изволь в любви си хранити,Иже тя имам сынолюбно чтити. Попав в ХVIII век, я открыл самое интересное! Русская императрица Екатерина II написала восемь книг для детей. Книги были самые разные: сказки, рассказы, азбука. После этого я попал в сон мальчика, который прочитал «Слово о полку Игореве» - литературный памятник неизвестного автора. Это был сон маленького Сережи Аксакова, который , когда вырос, стал писателем. Интересно было узнать, что он страстно любил читать. Сережа даже читал « Домашний лечебник Бухана». В этом путешествии я познакомился с писателями: Сергеем Аксаковым, Андреем Болотовым, Николаем Новиковым. Новиков издавал первый журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума». Меня глубоко тронула статья «Крестьянское состояние». Автор учит уважать любого человека, кем бы он ни был. Путешествие закончилось, а я понял, что книга – это бесценный дар, который надо бережно хранить, а главное – ЧИТАТЬ, чтобы быть образованным, мудрым и грамотным человеком! И я думаю, что труд Кирилла и Мефодия велик, иначе не было бы письменности, а, значит, и детских книг.
Ещё в 1840-е гг. одоевский постепенно разочаровался в мистицизме, признал ценности новоевропейского естествознания и начал активно пропагандировать идеалы народного просвещения. наибольшую активность он развил на этом поприще уже после возвращения в москву в 1861 г., куда он приехал вместе с румянцевским музеем и во главе его. одновременно он был назначен сенатором московских департаментов сената. в последние (московские) годы жизни подружился со священником и исследователем церковной музыки д. в. разумовским, который по рекомендации одоевского возглавил новую кафедру в московской консерватории. отец димитрий исповедовал и причастил в. ф. одоевского перед смертью.князь влади́мир фёдорович одо́евский (1 [13] августа 1803, москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же) — писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. член-учредитель общества.обычно жизнь и творчество одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее с его из москвы в санкт-петербург и обратно.первый период относится к жизни в москве, в маленькой квартире в газетном переулке в доме своего родственника, князя петра ивановича одоевского[3]. одоевский тогда учился в московском университетском благородном пансионе (1816—1822). большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братома. и. одоевским. как он признался в дневнике студента (1820—1821), «александр был эпохою в моей жизни»[4].его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами: жуковского, дашкова, тургенева, мансурова, писарева[3].с 1823 года находился на государственной службедля второго периода творчества одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией сен-мартена, средневековойнатуральной магией и . он активно занимается творчеством. пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «современником», «вестником европы» несколькими энциклопедиями. редактировал «журнал министерства внутренних дел».в 1833 г. издан сборник «пёстрые сказки с красным словцом, собранные иринеем модестовичем гамозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданныя в. безгласным», в котором было 8 взрослых сатирических сказок и одна детская — «игоша».в 1834 г. появилась наиболее известная сказка «городок в табакерке».в 1835 г. вышел сборник «детская книжка для воскресных дней» с произведениями «червячок», «анекдоты о муравьях» и др.в 1841 г. вышел сборник «сказки и повести для детей дедушки иринея», куда вошли произведения «столяр», «шарманщик», «разбитый кувшин», «отрывки из журнала маши», «мороз иванович», «житель афонской горы», «бедный гнедко».в 1846 г. в санкт-петербурге вышел сборник в. а. соллогуба «вчера и сегодня» с произведениями «индейская сказка о четырёх глухих», «сиротинка».все сказки из цикла «сказки дедушки иринея» (в т. ч. сказка «серебряный рубль») были изданы в 1879 г. после смерти одоевского в iii томе «библиотеки для юношества» д. ф. самарина.рассказ «два дерева» при жизни писателя не опубликовывался и впервые напечатан в 1955 г.[5] в 1846 году был назначен директора императорской публичной библиотеки и директором румянцевского музея.