роман «герой нашего времени» м.ю. лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – григория александровича печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
о печорине читатели получают представление из разных источников. в первой главе «бэла» печорин показан глазами – отставного штабс – капитана максима максимовича, его сослуживца. далее автор – повествователь описывает внешность печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «максим максимыч». в дневнике печорина, куда входят «тамань», «княжна мэри» и «фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. немалую роль играют и пейзажные образы.
на мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «фаталист» является завершающей в произведении.
во – первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». действие романа завершается в той же крепости на кавказе, где и происходит действие повести «бэла».
во – вторых, печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. в «фаталисте» офицер вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. под влиянием этого события печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. по признанию печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.
— Хозяин бросил? — спросила она. — Уехал? Бим вздохнул. И она поняла— Я вот — тоже... И отца, и мужа провожала на войну... Видишь, Черное ухо, старая стала... а все не забуду... Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просил а себе смерти... Пей, мой хороший, пей, горемыка...Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду. Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул еще раз. И стал лакать. Бим долго бежал. И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами. Надежды не оставалось никакой. Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру. Не дело Бима и не в его понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут. Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! Подошла женщина. Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!
Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:
— Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?
Женщина гладила его по спине. Она поняла все.
Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал ее грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Женщина взяла его на руки и снесла с полотна дороги под откос:
— Лежи, Черное ухо. Лежи. Я приду, — и пошла туда, где несколько женщин копались на путях.
прощения, но это максимум, который я смог вырезать из текста.