В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия[1]. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы — обязательная принадлежность поэтической речи. В русской системе стихосложения звуковые повторы
не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.
Не всегда повторение звуков в поэтической речи имеет эстетическое значение. Оно может быть случайным, так как при ограниченном количестве звуков повторение их в словах неизбежно. В повседневной речи мы не придаем этому значения (никто не обратит внимания, например, на повторение согласного с в сводке погоды: По сведениям синоптиков, в ближайшие сутки в Москве и области ожидается слабый снег...).
В поэтической речи звуковые повторы становятся ярким стилистическим средством звукописи. Например:
Каждый ребёнок с детства мечтает, кем быть. кто-то хочет водить машины. кому-то по душе работать продавцом. кто-то надеется стать певцом или учителем.. а я хочу быть лётчиком. вы когда-нибудь летали на самолёте? нет? тогда вам ещё предстоит узнать, как красива наша планета. после того, как я впервые сел в самолёт пассажиром, я понял, что хочу быть именно пилотом. это интересная профессия! я смогу увидеть, как красивы разные страны! я смогу перевозить людей или грузы в любую точку мира. чтобы моя мечта исполнилась, я должен хорошо учиться. и я стараюсь.
перед нами картина федора толстого «цветы, фрукты, птица». это полотноотносится к жанру натюрморт. жанр натюрморта появился в хvii веке в нидерландах. в то время активно развивалась наука, и художники стремились показатьмир живой природы, окружающей человека. в картинах этого жанра изображались цветы, фрукты, овощи и так далее. на полотне ф. толстого центральное место занимает ваза с красивыми садовыми цветами. один цветочек – анютины глазки. лепестки у него насыщенно желтого цвета с красно – бардовой серединкой. другие цветочки нежно – кремового и молочно – белого цвета. стебли и листья цветов ярко – зеленые. видно, что цветы недавно сорваны, они свежие. вазочка стеклянная с прозрачной водой, в ней хорошо видны стебли цветов. вокруг вазы нас столе лежат фрукты и ягоды: яблоки, виноград, веточка смородины. все они сочные, спелые. художник применяет яркие краски и оттенки для их изображения. здесь и красный, и оранжевый, и желтый, и зеленый, и оливковый цвета. от них словно исходит вкусный аромат. так и хочется попробовать ягодку смородины, откусить яблоко или съесть виноградинку. присутствуют на картине и живые существа. на веточке винограда сидит маленькая разноцветная птичка. головка и верх спинки у птицы ярко – голубого цвета, животик желтенький, крылышки серовато – зеленоватые. она склонилась над яблоком и хочет его клюнуть. также на картине видна беловато – зеленоватая бабочка и серо – зеленый мотылек, летящие над столом. на одном из яблок уютно устроилась муха. всю композицию художник расположил на деревянном столе, на фоне деревянной стены, поэтому цвет фона тепло – бежевый с оранжевыми прожилками, как на поверхности доски. эти краски привлекают своей теплотой и уютом. вызывают теплый отклик в душе зрителя. федор толстой, как и все художники, писавшие натюрморты, хочет привлечь внимание зрителей к живой и неживой природе. показывает ее красоту, очарование, неповторимость. учит видеть и любить прекрасное во всех проявлениях. план1. натюрморт как жанр живописи.2. картина «цветы, фрукты, птица»: а) ваза – центральный образ картины; б) описание фруктов на столе; в) красивая птичка; г) фон картины.3. творческий замысел художника.
В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия[1]. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы — обязательная принадлежность поэтической речи. В русской системе стихосложения звуковые повторы
не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.
Не всегда повторение звуков в поэтической речи имеет эстетическое значение. Оно может быть случайным, так как при ограниченном количестве звуков повторение их в словах неизбежно. В повседневной речи мы не придаем этому значения (никто не обратит внимания, например, на повторение согласного с в сводке погоды: По сведениям синоптиков, в ближайшие сутки в Москве и области ожидается слабый снег...).
В поэтической речи звуковые повторы становятся ярким стилистическим средством звукописи. Например:
Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане.
Зелена —значит, лето в начале!
Синева — до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!