Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима - аукает» легло в основу второй части кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина». Мы видим, что содержание поэтического текста соответствует музыке. Да, конечно. Музыка делает ещё более зримым содержание, углубляет смысл.Кантата - это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и хор? Очень ярко в произведении передан образ русской зимы - и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес.Как стихотворение Есенина музыке? Оно передаёт своеобразную музыку зимы, в самих строках звучит музыка:«Поёт зима - аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка».Холод, метель, вьюга - все по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду, кажется, заполнившему весь мир, противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это - контрастный образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Ведь в том, как он описывает зиму в своём стихотворении, заметна и его усталость, и его тоска по весне.Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г. Свиридов увидел в нём возможности именно хорового претворения? Слушая музыку поэмы, мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчётливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передаётся непрерывное движение, кружение зимней метели!
Лонгрен не увидел на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками (причастный оборот). Лонгрен наклонился и увидел существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду (прич. оборот). Из денег, оставленных Лонгреном (прич. оборот), добрая половина ушла на лечение. Ее серьёзные глаза, повеселев (одиночное деепричастие), просияли доверием. Грэй лег у костра, смотря на отражавшую огонь воду (дееприч. оборот). Грэй договорился с ним о доставке, взяв на свой счёт издержки (дееприч. оборот), уплатил по счету и ушел, провожаемый хозяином (прич. оборот).
*Примечание к предл. 4: одиночные деепричастия выделяются с обеих сторон запятыми, если выражают дополнительное действие, и не выделяются, если выражают оттенок основного действия