Картину "Кружевница" Василия Андреевича Тропинина можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи. Она создана в 1847 году и относится к жанровым портретам, то есть это не просто изображение человека, а небольшая сценка из жизни. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на художника. Именно этот момент запечатлен на полотне. Зрителю кажется, что веселая кружевница улыбчиво смотрит именно на него.
Портрет прекрасен, но интересна и его история. Дело в том, что Василий Тропинин был крепостным. И только когда ему исполнилось 47 лет, его владелец решил дать ему вольную. Талантливый живописец стал свободным, но ему еще нужно было доказать, что он художник, чтобы получить это звание от Петербергской Академии Художеств. Он предоставил на рассмотрение комиссии три картины, одна из них была "Кружевница" - портрет безвестной мастерицы, молодой, красивой, скромной девушки.
Русское кружево всегда ценилось буквально на вес золота, плетение кружева - ремесло непростое, требующее внимательности, сноровки, усидчивости. Этот сложный повседневный труд девушка выполняет с легкостью и любовью, он ей привычен и приятен.
Рабочая часть станка приподнята и обращена к мастерице, потому зритель практически не видит результатов ее труда, зато можно хорошо рассмотреть инструмент, который она держит в руке. Этот коклюшки. У кружевницы их должно быть много, чем больше коклюшек, тем шире и изысканнее кружево. Мы видим, что и на станке лежит целая гроздь коклюшек, что свидетельствует о высоком уровне мастерства ремесленицы.
Если смотреть внимательно, то в нижней части картины можно рассмотреть фрагмент кружевной ленты, тонкой, почти прозрачной - это и есть то кружево, которое буквально на наших глазах создает искусная мастерица. На переднем плане на столе аккуратно выписаны ножницы. Все детали подчеркивают, что рабочее место находится в тщательном порядке.
Обращают на себя руки кружевницы, красивые пальцы, коротко подстриженные ногти. Обычные рабочие жесты изящны, даже кокетливы, так девушка могла бы держать кусочек шоколада (если бы знала о его существовании), а не рабочий инструмент. Обнаженная до плеча левая рука хорошо освещена, что подчеркивает ее красоту. Мягкий луч света освещает лицо кружевницы, открывая его благородные черты. Девушка из народа может быть даже более красива, чем представительница богатой семьи, хочет сказать художник.
Знатоки и специалисты высоко оценивают свет в картине. Свет струится мягким потоком, высвечивает центр полотна, придает особое очарование колориту. Колорит - это цветовая гамма, мы видим, что художник выбирал неяркие краски, близкие к серому цвету, но на картине они выглядят прекрасно, сочно, даже торжественно.
По передаче дневного светового потока Тропинин может сравниться с голландским художником Вермеером. Вермеер прославился именно умением передать луч дневного света, падающий на лица людей, которые заняты повседневными делами. Мы видим, что русский живописец блестяще справляется с такой задачей.
Немного озорной и загадочный взгляд кружевницы, подсвеченный лучом, придает картине радостное, романтическое настроение. Эти достоинства делают портрет неизвестной девушки одной из самых любимых картин русского изобразительного искусства.
Окружающий мир – один из самых щедрых и добрых друзей человека. Однако мы должны понимать, что природа очень хрупка и ранима. Все ее блага, которые мы используем в собственных целях (например, газ, нефть), когда-нибудь закончатся. Запасы кладовой природы просто не успевают пополняться при таком активном темпе человеческой деятельности.
Какую роль мы играем для окружающего мира? Несомненно, очень важную. Основной задачей человечества является правильная оценка собственных потребностей и жесткий контроль действий. Жизнь не остановится после нас. Будущие поколения будут населять эту же планету и нуждаться в том же, что и мы – в чистом воздухе, в пригодной для питья воде, в плодородных землях.
Люди должны проявлять искреннюю заботу о природе. В первую очередь ученые рекомендуют стараться минимизировать загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей и смогом заводов. Не менее важно отказаться от слива сточных вод в любые водоемы. Конечно, для строительства очистных сооружений придется потратить огромные суммы денег, но такие затраты вполне оправданы.
Родители должны учить своих детей не мусорить, не ломать деревья, не топтать цветы. Воспитывать бережное отношение к природе никогда не рано. В лютые морозы нужно заботиться о птицах. Изготовление кормушки займет не так много времени и позволит не одного пернатого от голодной погибели.
Взаимосвязь нашего благополучного существования и состояния окружающей среды очевидна. Если природа будет страдать, нелегко придется и нам. Страшнейшие катаклизмы, все чаще случающиеся на планете, нередко являются печальным результатом неразумной деятельности людей. Настало время подумать, что нам важнее – материальное благополучие или спокойная жизнь в окружении прекрасной природы.