Віхор наляцеў на ліпку. Дрэва густа зашумела. На зямлю пасыпалася насенне. Вецер падхапіў адно зярнятка і панёс над зямлёю. Потым віхор сціх. Зярнятка апусцілася на зямлю. Яно схавалася ў шчылінцы, заснула да вясны.
ПАМЯТКА
Назоўны склон (хто? што?)
Родны склон (каго? чаго? адкуль? дзе? куды?)
Давальны склон (каму? чаму? куды?)
Вінавальны склон (каго? што? куды? калі?)
Творны склон (кім? чым? дзе? калі?)
Месны склон (аб кім? аб чым? дзе?)
Наляцеў [на што? куды?] на ліпку - Вінавальны склон
Пасыпалася [на што? куды?] на зямлю - Вінавальны склон
Панёс [над чым? дзе?] над зямлёю - Творны склон
Апусцілася [на што? куды?] на зямлю - Вінавальны склон
Схавалася [у чым? дзе?] ў шчылінцы - Творны склон
Заснула [да чаго?] да вясны - Родны склон
Объяснение:
Народная легенда стала только отправной точкой для создания произведения и автор взял только канву сюжета и народные представлении о Машеке как о богатыре с большим ростом и силой. Образ Машеки получил у Купалы принципиально отличную от фольклорной интерпретацию. Автор изменил мотивы, по которым возлюбленная Машеки уходит от него к пану, вследствие чего образ Машеки подается не как народного защитника, которые ймстит пану за народную обиду, а как разбойника, ослепленного личной обидой, который одинаково враждебен в своей мести и обществу и пану. Основная идея поэмы — осуждение противопоставления личности и народа, осуждение эгоизма, слепого индивидуализма, неразвитости общественного самосознания.[1]
Образ возлюбленной Машеки Натальки в поэме является противоречивым. С одной стороны, она — героиня, которая поднимает справедливый карающий меч, выполняя народную волю и приговор разбойнику Машеке. Но, с другой стороны, она выступает предательницей, которая стала причиной бешенства и разбоя Машеки, его жизненной драмы. Образы Натальки, и Машеки являются необыкновенными, глубоко романтическими. Поэма об их любви является романтическим произведением и не содержит реалистичного раскрытия состоянию души героев и мотивации поступков. Поэт романтически трактует любовь как загадку, как наваждение. Страдания любви, однако, оказались ничем по сравнению со страданиями измены. Измена Натальки в поэме подается не как её вина, а как жертва «людской хитрости», «домогательств», панских ухаживаний. В своим единении с родной замлей и обществом Наталька становится героиней. Народная память о ней прощает, что она, ослепленная панскими хоромами, когда-то оставила свою деревню.[1]
Кровавая развязка любовной коллизии в поэме — как предупреждение от Купалы об опасности быть оторванным от своего народа. Личная обида разбойника Машеки перарастает у Купалы в проблему национальной обиды в целом, в утверждение, что «обида целого общества» является правомерной, вдохновляющей, гуманистической силой. В поэме Янки Купалы «Могила льва» рассказывается трагическая история жизни богатыря Машеки. Он был очень сильным и молодым, много работал. Машека влюбляется в Натальку, девушку из своей деревни, и чтобы заработать денег на свадьбу, он уезжает на заработки. Наталька предает его и, вернувшись, Машека от горя дичает, уходит в лес и начинает убивать людей.
Автор показывает нам, насколько личная обида одного человека может быть сильной и превратить в кошмар жизнь остальных. Вместо того, чтобы работать на благо своих земляков, Машека становится чудовищем, которого все боятся. В конце справедливость восторжествует и Машека будет убит рукой своей же возлюбленной. Наталька придет к нему и отомстит за все покалеченные Машекой жизни. Тем не менее, эта трагедия навсегда останется в памяти народа и превратится в легенду.
Эта поэма написана Янкой Купалой на основании фольклорного предания. Могилой льва назвали люди могилу убитого Машеки. Сейчас на этом месте в Беларуси стоит город Могилёв. Необычность поэмы состоит в том, что обычно в народном творчестве богатыри играют роль положительных героев. Здесь же, наоборот, богатырь Машека воплотил в себе устрашающий, ужасный образ. У меня осталось сильное впечатление от произведения, оно очень эмоциональное и философское.