Інстинкти є сукупністю уроджених рефлексів. На відміну від безумовних рефлексів, що виникають на рівні спинного мозку або периферійних гангліїв, інстинкти виникають у головному мозку. Зазвичай дуже важко відрізнити дійсно генетично успадковані інстинкти від епігенетичних ефектів навчання, що можуть проявлятися на дуже низькому рівні, а ефект від них може зникнути лише через покоління життя в іншому середовищі.
Поведінка є інстинктивною, якщо вона не базується на попередньому досвіді (тобто проявляється без научіння) і є, відтак, виявом вроджених біологічних чинників. Прикладами інстинктивної поведінки є ритуальні бої у тварин, шлюбна поведінка тварин чи гніздування.
Інстинкти слід відрізняти від рефлексів, які є простими реакціями організма на певний подразник, наприклад звуження зіниць як реакція на яскраве світло, колінний рефлекс та ін.
В экосистеме бесконтрольное размножение одних видов приводит к уменьшению, переселению в более благоприятные места и даже вымиранию других видов. Это постепенно разрушает видовое разнообразие экоситемы. Казалось бы хищники и паразиты уничтожают много особей, которые являются для них пищей и именно это приводит к уменьшению числа видов. Но в природе всё подчиняется строгим законам. Ярким примером является ситуация в Йеллоустонском национальном парке в конце 20ст. Там 70 лет господствовали олени. Они за годы бесконтрольного размножения ( усилия по контролю их популяции не приносили успеха) нанесли сильнейший урон местной флоре. В 1995 году в парке были выпущены на волю четырнадцать волков. Это кардинально изменило всю экосистему парка.
Волки, конечно же, не съели всех оленей, но они заставили тех осторожнее выбирать места для пастбищ и избегать некоторых участков парка. Так начала возрождаться растительность. За несколько лет в пять раз увеличилось количество деревьев. Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы. Волки уменьшили популяцию шакалов, а это, в свою очередь, привело к увеличению количества зайцев и мышей. Последние привлекли в парк ястребов, хорьков и лис. В парк пришли медведи, так как они смогли отгонять волков от их добычи или доедать их объедки. В парке увеличилось количество ягод.
Волки смогли даже изменили течение рек. Их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Влияние волков на оленей привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению. Благодаря волкам в течении двадцати лет изменилась география парка и существенно обогатился видовой состав.
Существует два условия получения знания о человеке: во-первых, наличие широкого круга знаний, касающихся исследуемой области психики, как предпосылки выявления спектра возможностей для классификации каждого отдельного случая, во-вторых, существование надежных средств обследования для установления принадлежности каждого конкретного случая к определенному типу или степени развития качества. Страшно видеть, с какими скудными средствами сегодня обычно приступают к решению этих двух задач. Что касается первого условия, то упрощенно-примитивные представления о различиях, имеющихся между нормой и аномалией в проявлении психических свойств, тысячи раз приводили учителей, судей и других практиков к ошибочным выводам. И если в вопросе, касающемся аномальных форм поведения, благодаря растущему участию врача в школьном деле и в судопроизводстве самое худшее, видимо, преодолено, то когда речь идет о явлениях, находящихся в пределах нормы, практик, выносящий суждения об индивидах (то есть стоящий перед необходимостью отнести их к известным ему типам одаренности, памяти, характера), совершенно предоставлен самому себе. Не зная о всей многосторонности имеющихся представлений, он или склоняется к тому, чтобы рассматривать свое Я как масштаб, по которому измеряется все остальное, или вынужден полагаться на любой принцип классификации, основанный либо на случайном опыте, либо на чьем-то авторитете, либо на априорной конструкции.