Еду добывали охотой, ловлей рыбы и собирательством, единственным домашним животным была собака. Судя по найденным в местах поселений костям животных, охота велась практически на всех диких животных, существовавших в то время, но больше всего – на лосей, местами также на бобров. Причиной колонизации островов и побережий во второй половине мезолита стало начало и развитие охоты на тюленей. Старейшие стоянки охотников на тюленей на побережье относятся приблизительно к 7100 гг. до н.э., на островах – примерно к 5800 гг. до н.э.
Вероятно, поселения состояли из небольших общин численностью всего несколько десятков человек, поскольку несовершенные орудия и ловли и собирательства не позволяли прокормиться большому количеству людей на одном месте. В начале эпохи в разные периоды охоты, рыболовства и собирательства место обитания меняли целые общины, во время позднего мезолита стали появляться круглогодичные деревни, население которых для охоты, рыбной ловли и собирательства использовало прилегающую местность, а в сезонные походы уходила, по всей видимости, лишь часть общины. Орудия труда изготавливались из камня, рога, кости и дерева. Прим. в 5500 гг. до н.э. на территории Эстонии
Позвоночные (Vertebrata) или черепные (Craniota) – наиболее высокоорганизованная группа животных. Позвоночные проигрывают, например, насекомым по количеству видов, однако имеют очень важное значение для современной биосферы, так как обычно завершают все цепи питания. Благодаря наличию сложно устроенной нервной системы и жить в самых разнообразных условиях позвоночные разделились на резко различающиеся систематические группы и сумели достичь не только высокого совершенства в морфологии, физиологии и биохимии, но и к высшим формам поведения и психической деятельности.