Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит[4]), греческой колонии в Халкидиках, недалеко отАфонской горы, между июлем и октябрём[5] 384/383 года до нашей эры, по древнему летоисчислению в первый год 99 олимпиады. По-древнегречески город Аристотеля передаётся по-разному. В источниках Стагира упоминается в разных грамматических категориях рода и числа: в среднем роде мн. ч. – τὰ Στάγειρα, в женском роде ед. ч. – ἡ Στάγειρος или ἡ Στάγειρα[6].
Некоторые исследователи считали, что Стагира принадлежала к Македонии, а сам Аристотель по происхождению был македонянином. Основываясь на этом, они заключали, что национальность Аристотеля ему беспристрастно рассмотреть и проанализировать разнообразие греческих политических устройств[7]. Однако, это не совсем так, поскольку Стагира оказалась под властью Македонии только с началом экспансии Филиппа II, который вторгся в Халкидики в конце сороковых IV века до н. э. В это время, около 349 – 348 г. до н.э., он захватил и разрушил Старгиру и некоторые другие города. Аристотель, тем временем, находился в Афинах, в школе Платона, а сам основатель академии был уже близок к смерти. В последующем Аристотель попросит Филиппа восстановить Стагиру и сам напишет для её граждан законы[8]. Принадлежность Стагиры к Македонии мы встречаем у Стефана Византийского в его «Этнике», где он пишет: «Στάγειρα, πόλις Μακεδονίας»[9] т.е. «Стагира город Македонский».
По свидетельству некоторых других источников Стагира находилась во Фракии. Исихий Мелетский в «Компендиуме жизнеописаний философов» пишет, что Аристотель «ἐκ Σταγείρων πόλεως τῆς Θρᾷκης»[10] т.е. «из Стагир города Фракии». Слово в слово встречается упоминание и в византийском словаре Суды X века: «Ἀριϛοτέλης υἱὸς Νιχομάχου καὶ Φαιϛιάδος ἐκ Σταγείρων πόλεως της Θρᾴκης»[11] т.е. «Аристотель сын Никомаха и Фестиды из Стагир города Фракии».
Отец Аристотеля – Никомах был родом из острова Андрос. Мать Фестида происходила с Халкиды Эвбейской (именно туда Аристотель отправится во время своего изгнания из Афин, вероятно всего у него там оставались родственные связи). Выходит, что Аристотель был чистым греком по отцу и по матери. Никомах, отец Аристотеля, был потомственным асклепиадом и возводил свой род к гомеровскому герою Махаону, сыну Асклепия. Отец философа был придворным врачом и другом[12] Аминты III, отца Филиппа II и деда Александра Македонского. Согласно словарю Суды, отец Аристотеля был автором шести книг по медицине и одного сочинения по натурфилософии[13]. Он был первым наставником Аристотеля, поскольку у асклепиадов была традиция обучать своих детей с маленького возраста, и поэтому вполне возможно, что Аристотель своему отцу, когда ещё был мальчиком [14]. По-видимому с этого начался его интерес к биологии.
Однако родители Аристотеля умерли, когда он ещё не достиг совершеннолетия. Поэтому его на воспитание взял Проксен – муж старшей сестры философа, Аримнесты, который происходил с Атарнеи – малоазийского города. Проксен позаботился об обучении своего подопечного.
В 367/6 году в семнадцатилетнем возрасте Аристотель приехал в Афины. Однако, в момент его приезда Платона не было в Академии. Согласно некоторым источникам, Аристотель до академии обучался ораторскому искусству у ритора Исократа[15].В пользу этой версии говорит тот факт, что Аристотель имел особый интерес к риторике, который впоследствии воплотится в таких сочинениях как «Риторика», «Топика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании». В них философ рассматривает не только виды речей и социальные позиции «ритор – аудитория», но и «начала» речи, а именно: звук, слог, глагол и т.д. Он положил основание первым логическим принципам рассуждения и сформулировал правила составлений силлогических фигур. Поэтому Аристотель вполне мог посвятить первые годы своего афинского обучения в риторической школе Исократа. В Академии Платона Аристотель пробыл 20 лет, до самой смерти своего учителя. В их отношениях выделяются как положительные, так и отрицательные моменты. Среди последних биографы Аристотеля повествуют не самые удачные бытовые сцены. Элиан оставил следующие свидетельства:
Ареал и места обитания
Данный вид обитает в Центральной и Восточной Европе до Урала. Рас в лесной, степной и лесостепной зонах. Заселяет мелкие (глубиной менее 50—70 см) стоячие пруды, озёра, болота с развитой прибрежной растительностью, илистым или глинистым дном. Избегает водоёмы с песчаными берегами и участки с быстрым течением[3].
Образ жизни и питание
Основным продуктом питания являются насекомые: мухи, сверчки, моли. Изредка встречается каннибализм. При виде хищников жерлянки демонстрируют ему яркие красные или жёлтые пятна на теле, чтобы его отпугнуть. Жерлянки не ядовиты для человека, хотя в их коже содержатся бактерицидные пептиды[3]. При попадании в глаза слизь краснобрюхих жерлянок вызывает жжение.
Практически весь летний период проводит в воде. Активны при температуре от 10 до 30 °C, обычно при температуре воздуха 18—20 °C. Зиму проводит в естественных убежищах: норах грызунов, ямах и так далее. Спячка длится с октября-ноября по март-апрель.[3]
Голоса самцов напоминают скорее стоны, чем кваканье: ууу-ууу-ууу. Производят они этот звук, в отличие от других амфибий, на вдохе.
Размножение
Половозрелость наступает на 2—3-м году жизни. Размножаются с марта-апреля до июля-августа. Икру жерлянки откладывают на водные растения, где она развивается около двух-трёх недель. Плодовитость до 900 яиц, чаще всего 80—300 яиц. Икрометание порционное. Развитие эмбриона происходит за 7 дней. Личиночное развитие длится 1,5—2,5 месяца.[3]
Головастики становятся активными на третий день жизни, а до этого висят на растениях.
Объяснение: