1) Речь Александра II перед московским дворянством; 2) Публичное заявление о необходимости ликвидации крепостничества: 3). Помещики Виленской, Ковенскои, Гродненской губернии первыми проявили инициативу по отмене крепостного права; 4) Рескрипт В. Н Назимову об учреждении губернских комитетов; 5) Реформа приобрела гласный характер; 6) Подготовка проектов реформы; 7) Создание редакционных комиссий; 8) К осени 1860 г. был подготовлен проект «Положение об отмене крепостного права»; 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостного права.
Эта форма сложилась на базе "азиатского способа производства" и унаследовала высокую степень государственной централизации, специфические формы общинной организации крестьянства, преобладание государственной земельной собственности, особые формы организации господствующего класса. Правители и причастные к власти люди жили за счет ренты-налога с земледельца-производителя. Феодала в западноевропейском понимании здесь не было.
На Востоке государство противостояло частному собственнику, видя в чрезмерном его усилении угрозу для своего существования и стабильности общества. Поэтому предпринимались меры, направленные на четкое регулирование взаимоотношений власти и частного лица. Суть их взаимоотношений везде была однозначна - государственное первично, а частное вторично, к тому же опосредовано тем же государством. Частный собственник, освоившийся с вторичностью своего статуса, постепенно обрел ту социальную нишу, которая соответствовала его положению, запросам, возможностям и потребностям. В соответствии с этим сложился и товарный рынок - лишенный возможности для саморазвития, но достаточно процветающий и богатый. Он вписывался в предназначенное ему властями место, обретал свои формы. Но ни рынок, ни собственник не ослабляли значение государства и не представляли для него угрозы.
В соответствии с этим формировался и восточный менталитет, сходный с тем, который существовал в древневосточных деспотиях. Стремление к богатству подавлялось, а стоявшие за этим инициатива, предприимчивость, новаторство не имели почвы для проявления.
Во всех неевропейских обществах государство представляло высшую и ничем не ограниченную власть. Его авторитет поддерживался силой и традициями. В конечном счете, сильное государство было необходимо самому обществу, привыкшему к консервативной стабильности. Выработке такого поведения и психологии способствовал ряд институциональных факторов. Система социальных корпораций (семья, клан, каста, цех и т.п.) приспособились к нуждам государства. На страже этих норм и стабильности стояли уже не ранние формы религии, а развитые религиозные системы.
Язычество имело глубокие корни на славянских землях. Оно давало ответы на основные вопросы, волновавшие человека. Языческие мифы объясняли происхождение мира, людей, различных природных явлений и т. д. Но постепенно языческое мировоззрение перестало соответствовать требованиям общества. Язычество не было единой религией: у каждого союза племен были свои главные боги. В объединенном государстве такое положение не могло сохраняться долго. Требовались и новые письменные законы, которые утверждали бы ценность человеческой жизни.
Уже со времен расселения в Восточной Европе славяне были знакомы с христианством. Они поддерживали тесные связи с крупнейшей христианской страной — Византией. Благодаря деятельности великих просветителей Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука. На старославянский язык были переведены священные книги.
Христианство предлагало более понятные ответы на вопросы о взаимоотношениях общества и князя.