Льва Николаевича Толстого (1828-1910) часто упрекали в противоречивости, а между тем, кажется, не было в мире человека, который бы с такой последовательностью пронес через всю жизнь одну и ту же идею - идею о нравственном самоусовершенствовании. Вот почему его нравственное учение, изложенное им, главным образом, в его дневниках, представляет собою последовательный внутриэтический эволюционизм. Его автор пришел к нему еще в юности, отправляясь от эволюционистского взгляда на весь мир.
«Начну ли я рассуждать, глядя на природу, - писал в своем первом дневнике девятнадцатилетний Л.Н.Толстой, - я вижу, что все в ней постоянно развивается и что каждая составная часть ее бессознательно к развитию других частей; человек же, так как он есть такая же часть природы, но одаренная сознанием, должен так же, как и другие части, но сознательно употребляя свои душевные стремиться к развитию всего существующего. Стану ли я руссуждать, глядя на историю, я вижу, что весь род человеческий постоянно стремился к достижению этой цели. Стану ли рассуждать рационально, то есть рассматривая одни душевные человека, то в душе каждого человека нахожу бессознательное стремление, которое составляет необходимую потребность его души. Стану ли рассуждать, глядя на историю философии, найду, что везде и всегда люди приходили к заключению, что цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества. Стану ли рассуждать, глядя на богословию, найду, что у всех почти народов признается существо совершенное, стремиться к достижению которого признается целью всех людей. И так я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» (Толстой Л.Н. Собр. соч., т.19. - М., 1965. - С.39).
«Сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» приобретают у Л.Н.Толстого со временем более ясные очертания: он приходит к идее о нравственном самоусовершенствовании. На склоне своей жизни, в 1904 г., он писал в дневнике: «Зачем нужно… то, чтобы мы совершенствовались, я… могу только догадываться… Это нужно для того, чтобы было осуществлено наибольшее благо как отдельных личностей, так и совокупностей их, так как ничто так не содействует благу и тех и других, как стремление к совершенствованию… Я несомненно знаю, что в этом закон и цель нашей жизни. Знаю я это по трем самым убедительным доводам: потому что, во-1-ых, вся наша жизнь есть стремление к благу, то есть к улучшению своего положения. Совершенствование же есть самое несомненное улучшение своего положения… Во-2-ых, это одна-единственная деятельность из всех человеческих деятельностей, которая не может быть остановлена и которая в стеснениях, страданиях, болезнях, самой смерти может совершаться так же свободно, как и всегда… Третье доказательство того, что это есть назначение человека, то, что для человека, сознательно поставившего себе эту деятельность целью, исчезает все то, что мы называем злом, или, скорее, претворяется в добро. Гонения, оскорбления, нужда, телесные страдания, болезни свои и близких людей, смерти друзей и своя, все это человек принимает как то, что не только должно быть, но что нужно ему для его совершенствования» (т.20. - С.203).
В дневнике за 1847 г. мы находим у молодого Л.Н.Толстого семь видов правил для совершенствования:
1) правила для развития воли телесной («Каждое утро назначай все, что ты должен делать в продолжение целого дня», «Спи как можно меньше»);
2) правила для развития воли чувственной («Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную», «Всегда говори правду», «Отдаляйся от женщин», «Убивай трудами свои похоти»);
3) правила для развития воли разумной («Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные были устремлены на этот предмет»);
4) правила для развития памяти («Составляй конспект из всего, чем занимаешься, и учи его наизусть», «Каждый день учить стихи на таком языке, который ты слабо знаешь»);
5) правила для развития деятельности («Старайся дать уму как можно больше пищи»);
6) правила для развития чувства любви и уничтожения чувства самолюбия («Каждого ближнего люби так же, как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели себя»);
7) правила для развития обдуманности («Всякий предмет осматривай со всех сторон», «Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него последствия») (т.19. - С.41-46).
Зрелый Л.Н.Толстой будет реже составлять для себя правила в такой, повелительной, форме, но даже и у него мы можем найти следующее: «Избегай всего, что разъединяет людей, и делай все то, что соединяет их» (т.20. - С.267), «Смотри с любовью на мир и людей, и он так же будет смотреть на тебя» (С.281), «Нет ничего хуже оглядывания на свое приближение к совершенству. Попробуй идти и думать о том, сколько осталось» (С.284), «Нужно два: любовь и правда. Первое я знал. Надо работать над вторым. Нет, три: воздержание, правда и любовь» (С.289), «Не нужно бояться суждений людей…» (С.305).
Вторая Северная война, также называемая Великой Северной войной (1700-1721), военный конфликт, в котором Россия, Дания-Норвегия и Саксония-Польша бросили вызов верховенству Швеции в Балтийском регионе. Война привела к уменьшению шведского влияния и появлению России как главной державы в этом регионе.
Расширение Швеции на побережье Балтийского моря в XVI и XVII веках противоречило соседним государствам: доступ России к Балтике был заблокирован шведской Карелией, Ингрией, Эстонией и Ливонией; Дания-Норвегия возмутилась ее потерей в Швеции провинций на Скандинавском полуострове, особенно в Скании (Сконе), а также была огорчена союзом Швеции с герцогским домом Гольштейна-Готторпа, в котором находилась Дания с юга; немецкие князья не любили шведскую власть в Священной Римской империи, а Бранденбург, в частности, желал шведской и многие магнаты польской республики по-прежнему считали шведскую Ливонию польской по праву. Смерть шведского короля Карла XI в 1697 году, когда его наследнику Карлу XII был всего лишь мальчиком 14 лет, стало сигналом для Дании и Норвегии организовать антишварскаю коалицию.
После формирования коалиции (1698-99) Август II Сильный, царь Польши и Саксонии, напал на Ливонию (февраль 1700 г.), а Фридрих IV, король Дании и Норвегии в Шлезвиг и Гольштейн (март 1700 г.) и Петр I Великий, царь России, осадили Нарву (октябрь 1700 г.). Карл XII из Швеции ответил сначала, сосредоточив свои силы против Дании. Приземлившись в нескольких милях от Копенгагена, он заставил Фридриха выйти из антишварского альянса и подписать договор о траствальне (август 1700 года), который восстановил статус-кво. Затем Карл столкнулся с россиянами, победоносно напав на них в Нарве (30 ноября 1700 года). Затем он повернулся против поляков и саксов, оккупировал Курляндию и заставил Августа отступить в Польшу. Решив сместить Августа, Карл провел шесть лет, сражаясь с ним; однако только после того, как шведы вторглись в Саксонию, Август согласился отказаться от своей польской короны и разорвать свой российский союз.
Между тем русские, при Петре Великом, использовали этот период для реорганизации своей армии и установления своего влияния на восточном побережье Балтийского моря (Петр основал город Санкт-Петербург и морской порт Кронштадт в 1703 году). Когда Карл возобновил свою атаку на Россию (конец 1707 года), Петр победил вс корпус Карла в Лесной (октябрь 1708 года), а затем решительно победил главную шведскую армию в Полтавской битве (8 июля 1709 года). Карл бежал в Турцию и заставил турков объявить войну России (1710). Однако после победы на реке Прут (1711) турки, довольные мирным путем, который дал им контроль над Азовом, отошли от войны. Между тем антишварская коалиция, возродившаяся после Полтавской битвы (осень 1709 г.) захватила шведские владения вдоль побережья Балтийского моря. В мае 1713 года он победил (в Тённинге в Гольштейне) шведскую армию, которая была поднята в 1712 году для защиты этих территорий. В 1714 году русские победили шведский военно-морской флот в Ханго (Ханко) и, захватив Аландские острова, угрожал Стокгольму. Карл вернулся на территорию Швеции в ноябре 1714 года.
К этому времени большинство шведских владений вдоль Балтийского побережья были либо оккупированы, либо под угрозой со стороны шведской коалиции. Фридрих Уильям I из Пруссии и англичанин Джордж I присоединились к коалиции после того, как они потребовали территорию из Швеции в обмен на их продолжающийся нейтралитет и по существу отказались от Карла. В декабре 1715 года Карл вернулся в собственно южную Швецию и решительно реорганизовал свою страну на новый этап войны. Он открыл мирные переговоры в 1717-18 годах, одновременно расширяя свою армию до 60 000 человек в ожидании нового наступления. В сентябре 1718 года Карл вторгся в юго-восточную Норвегию, но был убит во время осады Фредериксхальда в ноябре 1718 года.
Карл не оставил детей, а престол перешел к его единственной сестре, Ульрике Элеоноре и ее мужу Фридриху Гессе-Касселя (Фридриха I Швеции). Фридрих договорился о серии мирных поселений в 1719-1921 годах. В соответствии с договорами Стокгольма (1719-1720) Швеция, Саксония и Польша вернулись к статус-кво, а Дания вернула свои завоевания Швеции в обмен на значительную сумму денег. Швеция уступила Бремену в Ганновер и передала Штеттин (Щецин) и часть шведского в Пруссию. По ништадскому мирному договору (10 сентября 1721 года), который завершил войну между Швецией и Россией, Швеция уступила Ингрию, Эстонию, Ливонию и полосу финской Карелии России