Визитной карточкой» Казани является вид со стороны реки Казанка на главную городскую площадь Тысячелетия и главную городскую достопримечательность Кремль: «летающая тарелка» цирка, пирамида культурно-развлекательного комплекса и находящиеся в обрамлении кремлёвских стен главная соборная Мечеть Кул-Шариф, падающая Башня Сююмбике, Благовещенский собор образуют эффектный силуэт, ставший символом города. Наименование города отражено в современном здании Центра семьи «Казан» в форме казана на противоположном Кремлю берегу Казанки.
Вид с Кремлёвской набережной на Кремль
Характерная особенность Казани — сохранившийся в значительной степени в неприкосновенности вплоть до 2000-х годов архитектурный ансамбль исторического центра города, а также Старо-Татарской слободы. Его формируют старинные особняки, доходные и торговые дома, здания и культовой архитектуры XIX — начала XX веков — такие как, например, бывшие владения купцов и купеческих династий: «Дом Шамиля», Дом Кекина, Дом З. П. Ушковой, Дом Михляева, Дом Соломина-Смолина, дома Апанаевых, Сайдашевых, Унжениных, Усмановых, Апаковых, Вериных, Д. И. Вараксина, А. М. Музурова, В. Е. Соломина и других.
Вместе с тем, по программам ликвидации ветхого жилья, проводившихся как в советское время, так и начиная со второй половины 1990-х годов, а также при подготовке к масштабному празднованию тысячелетия города многие здания, пришедшие из-за ненадлежащего ухода в негодность, были снесены. Так, ушли в некоторые исторические архитектурные памятники XVIII—XIX веков — например, дом-музей Льва Толстого. Место снесённых зданий в основном заняли новые дома, так что некоторые перестроенные участки исторического центра города стали выглядеть прилично, но трудноузнаваемо. В то же время, там где такое было возможно, проведено восстановление зданий с сохранением исторического облика. Такими зданиями, например, стали — мечети и соборы, Гостиный двор, Городская ратуша, здание Мэрии, Дом Кекина, Дом Шамиля, Чернояровский и Александровский пассажи, старое здание гостиницы «Совет» (ныне часть отеля «Шаляпин Палас»), гостиница «Казань», дом Фукса, многие здания на улицах Кремлёвская, Баумана, Карла Маркса и другие.
Комплексными городскими достопримечательностями и местами прогулок горожан и гостей города стали практически полностью приведённые в достойный вид — ставшие пешеходными улицы Баумана, Петербургская (бывшая Свердлова) и Каюма Насыри, а также Кремлёвская набережная, канал Булак (улицы Право-Булачная и Лево-Булачная), набережная Марджани у озера Кабан, улицы Кремлёвская (бывшая Ленина), Карла Маркса, Горького, Большая Красная, Островского, Профсоюзная, Московская (бывшая Кирова), Муштари (бывшая Комлева) и некоторые другие. Созданы заново или реконструированы также другие места рекреации (помимо Кремля и площади Тысячелетия) — парки Тысячелетия, Кырлай, Победы, Чёрное озеро, площади Свободы и Султан-Галиева (с ЖК "Дворцовый комплекс «Ренессанс»), площадь перед театром Камала, Дворцовая площадь с Дворцом земледельцев и ЖК «Дворцовая набережная», площадки у сказочного замка театра кукол «Экият», Центра семьи (городского ЗАГСа) «Казан», ресторанно-развлекательного городка резных деревянных зданий «Туган авылым» и т. п.
С 2013 года достопримечательности центра города объезжают экскурсионные маршрутные двухэтажные автобусы всемирной сети City Sightseeing.
Естествозна́ние — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах[1]. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
С современной точки зрения, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое[2], при этом к естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных — от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество. В историческом контексте объединение понятий естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания отдельные естественные науки ещё не сформировались.
А хто б нам сказав про старовину,
Про старовину, про бувальщину,
Про того хоча б Іллю Муромця?
У славетному місті Муромі,
У селі було Карачаровім
Жив собі Іван Тимофійович,
Хлібороб, а з ним син укоханий,
Ілля Муромець, син Іванович.
Сидів сидячки Ілля Муромець,
Ілля Муромець, хліборобський син,
Сидів сидячки рівно тридцять літ.
Раз пішов Іван Тимофійович,
Його батечко, із матусею
Поробитися по-селянському.
Аж два старички йдуть, мандруючи,
Під віконечко засувчастеє.
Кажуть старички отакі слова:
«Гей же ти єси, Ілле Муромцю,
Іллє Муромцю, хліборобенко!
Відчиняй навстіж нам ворітечка,
Привітай калік в себе в домові,
Принеси чого нам напитися!»
Держить відповідь Ілля Муромець:
«Гей же, старички ви мандровані!
Рад би вас вітать в себе в домові,
Принести чого вам напитися,
Та не здужаю відчинить воріт,
Сиджу сидячки рівно тридцять літ,
Ані рук, ні ніг не порушую!»
Кажуть старички знов мандровані:
«Стань на ніженьки на швидкі, Іллє,
Відчиняй навстіж ті ворітечка,
Привітай калік в себе в домові!»
Став на ніженьки на швидкі Ілля,
Відчинив навстіж він ворітечка
І вітав калік в себе в домові.
От мандровані ввійшли старички,
Вони хрест кладуть по-письменному,
Віддають поклін по-ученому,
Чарку питтячка ллють медового
І частують ним Іллю Муромця.
Хильнув питтячка він медового —
Горить полум’ям серце в витязя,
Біле тіло все наче піт пройняв!
Кажуть старички отакі слова:
«Що прочув єси ти в собі, Ілле?»
Чолом бив Ілля, поздоровкався:
«Чую силоньку неабияку».
Кажуть старички тут мандровані:
«Будеш ти, Ілля, славним витязем,
Смерть тобі в бою не написана:
Сміло бийся, воюй, богатир лихий,
А чи шибеник який трапиться;
Не виходь лише зачіпатися
З Святогором: це богатир такий,
Що й землі невміць його вдержати;
Богатир Самсон — з ним не зводься теж,
Бо сім ангельських на нім волосів;
Не борись із родом Микуловим,
Бо коха його земля-матінка;
На Вольгу не йди на Всеславича:
Не потугою прибере тебе,—
Мудрі хитрощі в нього знайдуться.
Добувай коня богатирського:
Вийди в поленько — чисте, просторе,
Купи кращого там жеребчика
Та постав його на три місяці,
В стайні сип пшона біло-ярого;
А мине доба — тих три місяці,—
В сад жеребчика води три ночі,
У трьох росах аж його викачай;
Підведи до тину високого:
Як жеребчик твій через тин почне
Переплигувать і туди, й назад,
Куди тільки хоч — скрізь на нім гасай,
А носити він тебе здужає».
Тут з-перед очей зникли старички,
От пішов Ілля поробитися
З батьком, з матір’ю по-селянському:
Треба чистить ліс від недопалків:
Він дуби-кряжі повирубував.
В річку чисто всі повивалював
Та й додомоньку повертається.
Батька з матір’ю від міцного сну
Встали, поглянули — полякалися:
«Що за чудо се тут подіялось?
Хто б оце зробив нам роботоньку?»
Бачать — все без них вже управлено,
Йдуть додомоньку та дивуються.
Повернулися, а по хаті там
Походжає скрізь Ілля Муромець.
Запиталися: як він видужав?
Розповів Ілля все батькам тоді...
Переклад П. Грабовського