Какой характер был у мальчика? (вспыльчивый и несдержанный)
Какое задание дал ему отец? (отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
Что случилось у юноши в первый день? (В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей)
Что случилось на второй неделе? (На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. )
Что понял юноша? (Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди )
Что через время случилось? (пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. )
Что отец сказал сыну? (Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется. )
Такой именно момент и запечатлела художница на своей картине. На переднем плане мы видим солдата. Он здесь проездом. Зашел ненадолго отдать письмо семье сослуживца, да и присел на минутку передохнуть с дальней дороги. Он не снимает шинель, в руках у него пилотка. Слева от солдата сидит старая мать. Она держит на руках внучку, которая сладко спит.
Девочка еще не понимает, какое важное событие произошло в их доме. Зато старшая дочь солдата с интересом слушает чтение матери и вглядывается в строчки, написанные рукой отца. Жена солдата внимательно читает письмо. Она не замечает ничего. Для нее существуют сейчас только эти несколько строк, написанные, быть может, в перерывах между боями.
Получив долгожданную весточку близкие забыли обо всем. На столе стоит недопитый чай. Но никому нет до этого дела. Их занимает то, что пишет им с фронта муж и отец. Даже солдат внимательно слушает вести с фронта, хотя знает гораздо больше, чем можно было написать. Но ему интересно вновь послушать о пережитом там, на фронте.
Яркий солнечный свет, льющийся из окна, освещает всех присутствующих в комнате. Он усиливает впечатление радости от долгожданных вестей, от счастья, что самый родной и близкий человек жив и здоров, что советские войска перешли в наступление, что войне скоро конец, и он вернется домой, где все теперь будет по-другому, гораздо лучше, чем до войны