Лошадь, которая выиграла скачки, оказывается фальшивым рысаком. Её отвозят в глубинку и кормят отравленным зерном. Животное умирает в муках.
Изумруд — рослая беговая лошадь с ногами и телом безупречных форм. Он живёт в конюшне вместе с другими беговыми жеребцами, которые не терпят друг друга. Несколько дней назад, из-за недостатка места, к ним в конюшню поселяют молодую кобылу, и неприязнь между жеребцами усиливается.
Изумруда тщательно готовят к соревнованиям. Главный наездник конюшни, англичанин, которого одинаково боятся и уважают и люди, и лошади, проверяет, готов, ли Изумруд. Бега начинаются. Под руководством англичанина Изумруд выигрывает.
Через несколько минут распряжённого Изумруда приводят к трибунам. Люди тесно обступают лошадь, рассматривают его ноги, бока, шерсть, кричат, что это фальшивый рысак, поддельная лошадь, обман и мошенничество, и требуют вернуть деньги назад.
Ничего не понимающего Изумруда — ведь он выиграл — отводят назад в конюшню. Идут скучные дни. Приходят какие-то люди, осматривают его ноги, зубы, трут шерсть и кричат друг на друга. Потом выводят из конюшни и долго-долго ведут по каким-то улицам, приводят на вокзал, сажают в вагон, привозят в какую-то деревню и запирают в конюшне, отдельно от других лошадей. И снова какие-то люди осматривают его. Главный в этой конюшне человек, к которому Изумруд испытывает неподдельный ужас. Однажды этот человек кладёт ему в кормушку овёс странного вкуса. Изумруд чувствует в животе резь, которая увеличивается с каждой минутой. Наконец она становится нестерпимой, перед глазами кружатся огненные колёса, тело становится дряблым, ноги подкашиваются, и жеребец падает. Какая-то сила несёт его вниз, в глубокую, холодную яму. Ухо его ещё улавливает грубый человеческий окрик, но он уже не чувствует, как его толкают в бок каблуком.
Уже не один век существуют такие понятия как: "культура речи", "ораторское искусство", "эстетика речи". Они возведены в ранг наук, являются ведущими специальностями в гуманитарных ВУЗах. Это обусловлено тем, что передача информации от человека к человеку - не просто досужее сотрясение воздуха или бумагомарание, а целое искусство. Вы же хотите, чтобы вас услышали, поняли правильно?
В понятие "культура речи" входят ее нормативность (следование правилам языка), коммуникативность (умение варьировать речь в зависимости от темы, аудитории, цели) и эстетика (следование правилам культуры, принятым в обществе).
Устная и письменная речь, в первую очередь, смущает нас малограмотностью, ошибками в лексике, орфографии, пунктуации. Видя и слыша ошибки, мы перестаем воспринимать собеседника, относиться к нему серьезно. Замусоренность речи жаргоном, иноязычными словами, словами-паразитами может стать серьезной проблемой в общении представителей разных поколений.
Неумение следовать принципам коммуникативности может не только отвернуть аудиторию от оратора, но и вызвать конфликт. Некоторые речевые обороты, запросто звучащие в молодежной группе, будут восприняты как оскорбление в официальной обстановке. А на лекции для младшеклассников не получится прочесть статью из научного журнала.
Что уже говорить об эстетики речи? С приветствия и обращения начинается любое общение. Прощание, извинение, умение вставить реплику в беседу, правильное употребление имен, званий и других регалий - все это эстетика речи.
Но говорить красиво, правильно и грамотно - не вся наука. Ораторами не рождаются - это кропотливый труд. Начните с самоанализа: умеете ли вы быть краткими? интересными? поддерживать тему разговора? умеете облекать свои мысли в слова? хватает ли вам выдержки? дыхания? такта? Это все ораторское искусство. Начинается он со стихов А. Барто. Можете ли вы прочесть его так, чтобы повернулись не только на голос, а вторили вам? Можете облечь трагедию игрушки в пару-тройку строк? Учитесь!
Освоив все глубины "великого и могучего русского языка", вы станете не просто хорошо учиться. У вас появятся друзья и целые группы для общения, вы сможете нести людям свои мысли и идеи в их первозданном, но прекрасном виде. Вас будут любить, уважать и понимать.