Турӑшӑн ӗҫлесси.
Турӑ хӑватлӑ мар, тӳрӗлӗхре.
Турӑ кун парӗ, турӑ апат та парӗ.
Турра юратакансем нумай ырӑлӑх илӗҫ.
Турра шанакан хуйха ӳкмест.
Тӗнчере пурте пирӗн ӑспа мар, Турӑ сучӗпе пулса пырать.
Вӑл ӑна ятлать, Турӑ ӑна сыхлать.
Турӑ айӗнче ҫӳретӗн-Туррӑн ирӗкне ҫӳретӗн.
Турра мӗн кирлӗ, ҫавна тума юрӑхлӑ та.
Турӑ вӑйӗпе хӗрес хурать.
Объяснение:
Жить – Богу служить.
Бог не в силе, а в правде.
Даст Бог день, даст Бог и пищу.
Кто любит Бога, добра получит много.
Тот не унывает, кто на Бога уповает.
Всё в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
Он его бранит, а Бог его хранит.
Под Богом ходишь – Божью волю носишь.
Что Богу угодно, то и пригодно.
Бог по силе крест налагает.
В 1700 г. Петр, воспользовавшись тем, что после смерти патриарха его место осталось свободным, фактически упразднил патриаршество. Вместо патриарха был назначен «местоблюститель» патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, впоследствии переименованная в Святейший Синод. Церковные иерархи должны были приносить присягу на верность императору. Реальная власть в Синоде находилась в руках светского чиновника — обер-прокурора, назначаемого царем.
Государство контролировало и земельные владения церкви. Был учрежден Монастырский приказ, который управлял монастырскими землями. Лишь часть доходов от землевладения шла на обеспечение монашествующих, остальные средства поступали в казну. В 1721 г. Петр приказал вернуть монастырям их земли, разоренные управлением чиновников. Монастырский приказ был упразднен, но ограничения для монастырей продолжали действовать. Монахам запрещалось держать в кельях бумагу и чернила, переходить из одного монастыря в другой. Петр мечтал превратить монастыри в богадельни для увечных солдат.
Изменения коснулись и приходского духовенства. Был произведен расчет, по которому на 100-150 дворов должен приходиться один священник. Все остальные зачислялись в тяглые сословия и платили подати. Священник обязан был блюсти государственные интересы. Петровский указ предписывал священникам доносить в государственные органы о «злоумышлениях», о которых они узнавали на исповеди. В их обязанности входил контроль за посещением подданными церкви. Так, церковь утратила свою самостоятельность и практически полностью была подчинена государству.