Во второй половине XIX века появляется целая плеяда образованных казахов, которые активно изучают историю и этнографию родного края.
Дело своего сына активно продолжил отец Ш. Уалиханова Шын-гыс Уалиханов (1811—1895). Он собирал для сибирской администрации историко-этнографические материалы. В 1867 году для Московской выставки он отправил целый обоз экспонатов из жизни и быта номадов.
Интересные этнографические исследования оставил известный казахский исследователь Муса Шорманов (1819—1884). Он закончил Омский кадетский корпус. После окончания учебы служил волостным управителем, затем — старшим султаном Баянаульского внешнего округа, дослужившись до звания полковника русской армии. Его перу принадлежат такие статьи, как «О скотоводстве у киргиз Западной Сибири», «Киргизские народные обычаи», «Записки о киргизах Павлодарского уезда».
Активным изучением истории и этнографии казахов занимались видные общественные и государственные деятели Казахстана — А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, М. Жума-баев, К. Кеменгеров, А. Сеитов и другие. Приобщение к исследованию родного края, изучение истории и культуры своего народа им лучше понять его бедственное положение. В будущем именно они стали бороться за улучшение положения своего народа.
Объяснение:
Несколько лет назад, когда у мальчика заболели ноги, местный фельдшер посоветовал родителям отвезти его в областную больницу. Но вот уже который год Павлуня проводит в постели, а родители все надеются накопить денег на его лечение. Родители его работают не покладая рук, отец постоянно на поле, часто нет дома и матери. Это небогатая семья и позволить сыну больше развлечений, чем один букварь и окно они просто не могут.
Видимо Павлуня не успел завести хороших друзей, не ходил в школу, рос в семье один, поэтому круг его общения ограничивался только родителями.