Был же князь Александр, сын князя великого Ярослава, урождён во времена для Руси лихие, неспокойные. Дал Бог ему силу великую, рост высокий и голос звучный, дабы наводить страх на неприятеля, лицом же был он прекрасен, подобно Иосифу. Жизнь свою положил он на защиту земли Русской, и не только жизнь положил, но и гордость свою превеликую, ибо дано было ему прозревать путь истинный, и очи его зрили в сей мир, видя будущее всех своих деяний, потому и совершал он их со смирением, предавая в руки Господа родную землю.
Был он на брань скор и к ворогам беспощаден, коли разгорался сердцем, и повергал он тогда неприятелей бесчисленное множество, совершая в ратном пылу деяния великие. Он же знал правду сиих времён и прогнал легатов римских, папой посланных, уберегая веру народа своего и отцов своих, хоть и предлагали ему хитрые посланники папы союз супротив царя страшного и великого, ордынского царя Батыя, сына Джучие-ва. А когда вызвал Батый его в город свой, что на Волге стоял и назывался Сарай-Бату, то поехал к нему со смирением, вверив жизнь свою Богу и печалуясь о распрях в земле Русской.
Батый подивился мудрости и храбрости князя и сделал его своим другом, поставив надо всеми русскими князьями.
Когда же Александр предал с миром дух свой Богу, то плач великий разнёсся по городам, а исполненные печали и благодарности потомки стали чтить его как князя благоверного и святого.
Меры объёма (редко): Ведро
Основная русская дометрическая мера объема жидкостей — ведро = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 20 водочных бутылок (0,6) = 16 винных бутылок (0,75) = 100 чарок = 200 шкаликов =12 литров (15 л - по другим источникам, редко) В. — железная, деревянная или кожаная посуда, преимущественно цилиндрической формы, с ушками или дужкой для ношения. В обиходе, два ведра на коромысле должны быть «в подъём женщине». Деление на более мелкие меры проводилось по двоичному принципу: ведро делили на 2 полуведра или на 4 четверти ведра или на 8 получетвертей, а также на кружки и чарки.
До середины XVII в. в ведре содержалось 12 кружек, во второй половине XVIIb. так называемое казённое ведро содержало 10 кружек, а в кружке — 10 чарок, так что, в ведро входило 100 чарок. Затем, по указу 1652 года чарки сделали втрое больше по сравнению с прежними («чарки в три чарки»). В торговое ведро вмещалось 8 кружек. Значение ведра было переменным, а значение кружки неизменным, в 3 фунта воды (1228,5 грамма). Объем ведра был равен 134,297 кубических вершков.
Бочка
Бочка, как мера жидкостей, применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 ведрам (492 л).
Материал для изготовления бочки выбирали в зависимости от её назначения:
дуб — для пива и растительных масел,
ель — под воду,
липа — для молока и мёда.
Чаще всего в крестьянском быту использовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров. Большие бочки вмещали до сорока вёдер (сороковки).
Бочки использовали так же и для стирки (отбивки) белья.
В XV в. еще были распространены старинные меры — голважня, лукно и уборок. В XVI—XVII вв. наряду с довольно распространенными коробьеи и пузом часто встречается вятская хлебная мера куница, пермская сапца (мера соли и хлеба), старорусские луб и пошев. Вятская куница считалась равной трем московским четвертям, сапцавмещала 6 пудов соли и приблизительно 3 пуда ржи, луб — 5 пудов соли, пошев — около 15 пудов соли.
Меры объёма (редко): Ведро
Основная русская дометрическая мера объема жидкостей — ведро = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 20 водочных бутылок (0,6) = 16 винных бутылок (0,75) = 100 чарок = 200 шкаликов =12 литров (15 л - по другим источникам, редко) В. — железная, деревянная или кожаная посуда, преимущественно цилиндрической формы, с ушками или дужкой для ношения. В обиходе, два ведра на коромысле должны быть «в подъём женщине». Деление на более мелкие меры проводилось по двоичному принципу: ведро делили на 2 полуведра или на 4 четверти ведра или на 8 получетвертей, а также на кружки и чарки.
До середины XVII в. в ведре содержалось 12 кружек, во второй половине XVIIb. так называемое казённое ведро содержало 10 кружек, а в кружке — 10 чарок, так что, в ведро входило 100 чарок. Затем, по указу 1652 года чарки сделали втрое больше по сравнению с прежними («чарки в три чарки»). В торговое ведро вмещалось 8 кружек. Значение ведра было переменным, а значение кружки неизменным, в 3 фунта воды (1228,5 грамма). Объем ведра был равен 134,297 кубических вершков.
Бочка
Бочка, как мера жидкостей, применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 ведрам (492 л).
Материал для изготовления бочки выбирали в зависимости от её назначения:
дуб — для пива и растительных масел,
ель — под воду,
липа — для молока и мёда.
Чаще всего в крестьянском быту использовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров. Большие бочки вмещали до сорока вёдер (сороковки).
Бочки использовали так же и для стирки (отбивки) белья.
В XV в. еще были распространены старинные меры — голважня, лукно и уборок. В XVI—XVII вв. наряду с довольно распространенными коробьеи и пузом часто встречается вятская хлебная мера куница, пермская сапца (мера соли и хлеба), старорусские луб и пошев. Вятская куница считалась равной трем московским четвертям, сапцавмещала 6 пудов соли и приблизительно 3 пуда ржи, луб — 5 пудов соли, пошев — около 15 пудов соли.
Был он на брань скор и к ворогам беспощаден, коли разгорался сердцем, и повергал он тогда неприятелей бесчисленное множество, совершая в ратном пылу деяния великие. Он же знал правду сиих времён и прогнал легатов римских, папой посланных, уберегая веру народа своего и отцов своих, хоть и предлагали ему хитрые посланники папы союз супротив царя страшного и великого, ордынского царя Батыя, сына Джучие-ва. А когда вызвал Батый его в город свой, что на Волге стоял и назывался Сарай-Бату, то поехал к нему со смирением, вверив жизнь свою Богу и печалуясь о распрях в земле Русской.
Батый подивился мудрости и храбрости князя и сделал его своим другом, поставив надо всеми русскими князьями.
Когда же Александр предал с миром дух свой Богу, то плач великий разнёсся по городам, а исполненные печали и благодарности потомки стали чтить его как князя благоверного и святого.