Несправедливое обвинение бывших сподвижников в измене и несправедливая расправа над ними
Царь волен казнить и миловать своих «холопов»
Полномочия царя и подданных
Бояре имеют право участвовать в решении государственных дел
Власть царя ни с кем не делится. Подданные не имеют права участвовать в управлении
За какой путь развития выступают
Сословно-представительная монархия
Самодержавие — неограничная власть государя
Реформы Избранной рады были направлены на формирование сословно-представительного государства. При этом подразумевалось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы), правительством (Избранная рада) и царем.
В первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей:
полнота самодержавной власти;
божественное происхождение самодержавной власти;
самодержавный государь должен нести свет истины по всему миру.
Но понимание методов воплощения этих принципов в практическую жизнь связано уже исключительно с личными качествами и мировоззрением Ивана IV.
Вывод. Иван IV утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России. Недаром во время переговоров о мире Иван IV говорит врагу своему Стефану Баторию: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по много-мятежному человеческому хотению».
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским явилась итогом развития русской публицистики XVI в. Так или иначе, но в центре внимания русской литературы оказалась и личность, и государственная деятельность первого русского царя. Не желая оставаться в стороне, сам царь, который заботится о воздействии на подданных не только силой власти, но и силой слова, вступает в эту полемику. Чаще всего адресатами Грозного становятся не друзья, а враги, примером чего и является его знаменитая переписка с князем Андреем Курбским, бежавшим в Литву в 1564 г.
В своих посланиях Курбскому Иван IV Грозный формулирует и развивает основные принципы самодержавной власти русских государей, из которых выделяются:
1) идея божественного происхождения царской власти и богоизбранности личности царя;
2) принцип неограниченной самодержавной власти: воля государя не ограничена ни другими лицами, ни гражданскими законами — он руководствуется только высшим законом совести (в трактовке царя — прямыми Божественными указаниями);
3) идея высокой ответственности государя за исполнение своего предназначения — просвещения всего мира светом евангельской истины, сохранение чистоты веры и превращение православия во вселенскую религию.
Большое значение в суждениях Ивана Грозного придается методам и способам реализации власти. Вся доктрина Ивана IV направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилиям.
Важный источник русской политико-правовой мысли в XVI в. – переписка первого русского царя Ивана IV Грозного с князем А.М. Курбским. Историк С.М. Соловьев считал, что в этом споре Иван Грозный предстает как защитник нового централизованного государственного порядка, а А.М. Курбский – как представитель интересов боярской олигархии.
А.М. Курбский был соратником Ивана Грозного, участвовал в Казанских походах, был членом Избранной рады и воеводой в ходе Ливонской войны. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана Грозного, А.М. Курбский в 1564 г. бежал в Литву, где стал членом рады Речи Посполитой, участвовал в войне против России.
Иван Грозный развивал мысль об особой роли России как единственной и последней православной державы, фактически теория Филофея «Москва – третий Рим» становилась частью официальной идеологии.
A.M. Курбский в споре – сторонник индивидуализма, нетипичного для России того времени. Он утверждает права, а не обязанности боярства по отношению к государству и царю. А.М. Курбский в духе Г. Гроция упоминает о естественном законе, едином для всех людей. На второе место он ставит христианский закон. С его точки зрения, Иван Грозный повинен в нарушении естественного закона, т.к. являясь тираном, он не признает над собой никаких законов, действует единолично, без реального участия каких-либо советников и сословно-представительных учреждений. Идеал политической власти А.М. Курбского – разделение гос. власти между царем и боярским советом – коллегиальным органом, контролирующим действия царя.
В отличие от А.М. Курбского Иван Грозный в споре выступает представителем коллективистской идеологии. Царь считал, что все сословия (в т.ч. бояре) равны перед Богом и царем в их служении общему делу. У государства должна быть стройная централизованная система постоянно действующих органов и учреждений. Иван Грозный был уверен в Божественном происхождении царской власти. Ссылаясь на послание римлянам апостола Павла, Иван Грозный утверждал, что исключительные права верховной власти определяются христианской идеей подчинения подданных. Подданные в силу Божественного закона обязаны подчиняться законному монарху. Но подданные могут не повиноваться царю, если тот нарушил нормы христианского закона. Иван Грозный противопоставлял русское самодержавие принципу организации верховной государственной власти, существовавшему в западноевропейских монархиях. Западные государи не полновластны, некоторые из них заняли престол выборным путем. Такие правители вынуждены заигрывать со своими подданными. Единственным законным способом получения верховной государственной власти, по мнению Ивана Грозного, является наследование.
Поэт рисует картины золотой осени. Сначала мы видим лес, разрисованный разными красками: «Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный». Жёлтые берёзы, тёмные ёлочки, сквозь которые видны голубые просветы неба. Восхищение красками, радость, восторг! Потом можно ощутить запахи: «Лес пахнет дубом и сосной». Осень величаво вступает в свои владения. Интонация становится более спокойной и размеренной.
Поэт рисует поляну, на которой играет последний мотылёк, и блестит воздушная паутина. Много света и тишина. «Такое мёртвое молчанье в лесу и синей вышине, что можно слышать листиков шуршанье». Благоговение и трепет души. Интонация неожиданности от мотылька сменяется скрытым тихим восхищением.
И, наконец, умиротворение, покой, наслаждение красотой природы и заворожённость ею. «Лес ...стоит над солнечной поляной, заворожённый тишиной».
Поэт использует сравнения, чтобы оСогатить своё стихотворение более яркими образами, чтобы читатель мог точнее представить картины золотой осени.
«Лес точно терем расписной» — осенняя листва многоцветная, и лес словно раскрашен разными красками как терем. Светел, богат и необыкновенно красив.
«Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой» — резьба — это способ искусного украшения изделий из твёрдого материала тончайшим, словно кружевным, рисунком. Изящная листва берёз похожа на эту необыкновенно красивую резьбу.
«Как вышки ёлочки темнеют» — ели имеют глубокий зелёный цвет хвои, значительно темнее, чем осенний окрас любого другого дерева. Стволы ёлочек — ровные, прямые, смотрящие вверх.
«Просветы в небо, что оконца» — сквозь листву видно чистое голубое небо. Кажется, что смотришь через маленькие окошечки, украшенные старинной резьбой. Поэтому автор называет их оконцами.
В стихотворении "Узник" есть романтический пейзаж. Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер.
Темнице символизирует земное существование человека, томящегося по романтическому идеалу. Зима в стихотворении Пушкина (поэт очень любил это время года и посвятил ему немало произведений); любовь к родной природе; описание лунной зимней ночи (в стихотворении природа наделена свойствами живого существа: луна "пробирается" "сквозь волнистые туманы"), "глушь и снег" (пейзаж не радует путника своим разнообразием. Но зато именно в дороге можно почувствовать бесконечность просторов родной земли, отмеряемую "полосатыми верстами").
Критерии для сравнения
Позиция А. Курбского
Позиция Ивана IV
Расправа над членами Избранной рады
Несправедливое обвинение бывших сподвижников в измене и несправедливая расправа над ними
Царь волен казнить и миловать своих «холопов»
Полномочия царя и подданных
Бояре имеют право участвовать в решении государственных дел
Власть царя ни с кем не делится. Подданные не имеют права участвовать в управлении
За какой путь развития выступают
Сословно-представительная монархия
Самодержавие — неограничная власть государя
Реформы Избранной рады были направлены на формирование сословно-представительного государства. При этом подразумевалось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы), правительством (Избранная рада) и царем.
В первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей:
Но понимание методов воплощения этих принципов в практическую жизнь связано уже исключительно с личными качествами и мировоззрением Ивана IV.
Вывод. Иван IV утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России. Недаром во время переговоров о мире Иван IV говорит врагу своему Стефану Баторию: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по много-мятежному человеческому хотению».