Я думаю, что тяжелой. Им приходилось выживать. Холод, много врагов, а у них не было ни острых клыков, ни когтей, ни толстой шкуры. Им приходилось постоянно защищаться и переходить с места на место, добывая пищу.
Представьте себе городской рынок – площадь, которую полностью занимают торговые ряды. Сотни продавцов, подсобных работников, носильщиков, возчиков, сборщиков рыночных пошлин и, конечно же, покупателей. Здесь есть и оружейные ряды, и кожевенные, и гончарные, и полотняные, и продуктовые ряды. Здесь можно купить и чудные заморские диковины. Крестьянские телеги заполонили подъезды к рыночной площади. Каждый, беден он или богат, может найти на рынке для себя все, что нужно. Сегодня – ярмарочный день. Десятки скоморохов, гусельников, плясцов развлекают людей. А у торговцев сладостями нет отбоя от детей. Люди приходят на рыночную площадь не только продать или купить разнообразные товары, обменять излишки урожая или продуктов своего ремесла, но и повеселиться. Ярмарка – настоящий праздник для всех горожан и окрестных крестьян
Монахи вставали очень рано. В деревне пахари вставали с рассветом, а монахи должны были подниматься раньше: долго спать – значит потакать своей плоти. Не потакали они плоти и в пище – их посты были строже, чем у простых верующих. Переписывание книг тоже было, прежде всего, подвигом аскетов. Держа книгу на коленях, то есть с согнутой спиной, в холодных комнатах, где застывали пальцы, при скудном свете монахи часами выводили красивые буквы каллиграфическим почерком. Большую часть дня монахи молились – работали и обеспечивали их едой крестьяне. На молитвы монахи вставали много раз за сутки и днём и ночью. Это была их главная работа. Для общества она была гораздо важнее, чем работа крестьян в полях. Монахи замаливали не только свои грехи, но и грехи всего общества, отводили от всех беды, которые нёс гнев Божий.