Ярким представителем украинской литературной традиции на Кубани являлся B.C. Мова, выступавший в печати под псевдонимами В. Лиманский, В, Мигуцкий, В. Мигученко (1842-1891 гг.). Диапазон его творчества был достаточно широк: он выступал как поэт, прозаик, драматург, историк и мемуарист. Выходец из семьи сотника Черноморского казачьего войска, он получил первоначальное образование по совету Я.Г. Кухаренко в Уманском окружном училище, а затем в Екатеринодарской мужской гимназии, где царил культ поэзии украинских литераторов И. Котляровского и Т. Шевченко. На становление писателя оказало большое влияние знакомство с Я.Г. Кухаренко. Последующая учеба на историко-филологическом факультете Харьковского университета усилила тягу будущего писателя к украинской литературе. Здесь он пишет первые свои поэтические фрагменты и целые поэмы ("Tpolcie кохання" и "Ткачиха"). По возвращении на родину в 1869 г. Мова первоначально испытал творческий кризис, который он объяснял застоем в культурной жизни края. В последующем этот кризис был им преодолен и Мова написал цикл рассказов "Рисунки с натуры", повествующие о повседневной жизни черноморских казаков.
К этой же группе писателей, этнографов-фольклористов и кубанских относится М.А. Дикарев (1854— 1899 гг.), уроженец Воронежской губернии, с 1893 г. связавший свою судьбу с Кубанью. Работая архивариусом Кубанского областного правления, он имел доступ к уникальным документальным материалам ему в его творческой деятельности. Дикарев публиковался в "Кубанских областных ведомостях", "Кубанском сборнике", "Киевской старине", но чаще всего в "Этнографическом обозрении" и r украинском "Этпо графи чес ком сборнике". Свой личный архив, денежные средства, а также десять томов неопубликованных произведений и собранные им материалы для украинского словаря он завещал львовскому Науковому товариществу им. Т.Г. Шевченко. Небольшая часть этих материалов была опубликована И Франко,
В галерее «Марис-Арт» открылась выставка и время 2», посвященная 90-летию замечательного российского художника Александра Репина.
«Я считаю Репина первым среди пейзажистов России последней трети ХХ века, – говорит Вадим Зубков, арт-директор галереи и куратор выставки.
– Его картины – лучшее, что было создано в Перми. Он трагически недооценен, но, надеюсь, его время придет».
В Пермскую область Александр Репин приехал в 1952 году. После окончания Свердловского художественного училища он получил назначение в Боровск (сейчас это район Соликамска). За плечами были служба в армии, война, фронт, а впереди – работа учителем рисования и поиск своего призвания в живописи. Уже тогда Александр Репин отдавал предпочтение пейзажу.
Пять лет в Боровске были годами напряженной работы. Сам художник вспоминал, что, выехав на пленэр, он мог создать до 20 этюдов за день.