1) Таежные ландшафты. Таежные, или собственно бореальные, ландшафты образуют сплошную зону, простирающуюся через весь континент между 50 и 70° с. ш. Тайга наиболее типична для континентальных секторов, где ее протяженность по широте достигает 2000 км. Для нее характерны сезонная контрастность температур с длительной зимой и умеренно теплым летом, избыточное увлажнение, господство хвойных лесов. В тайге хорошо выражены внутренние различия по широте и долготе. Сумма солнечной радиации составляет 70–100 ккал/см2*год, радиационный баланс 25 – 40 ккал/см2*год. Температура самого теплого месяца повышается от 12–14° в северной тайге до 17–19° в южной.
В скандинавской приатлантической тайге средняя январская температура всего –3, –4°, тогда как в восточносибирской до –50°. Средняя годовая амплитуда температур в приатлантической тайге – около 18°, в восточноевропейской – 25–35°, в западносибирской – 35–45°, восточносибирской – 45–65°, в дальневосточной – 45–34°.
Занимает узкую полосу в средней части западного склона Скандинавских гор, примерно между 62 и 66 с.ш. Эта полоса существенно отличается от всей остальной таежной зоны мягким и влажным морским климатом. В горах выпадает до 2000 мм и более осадков; зимой образуется мощный снежный покров. Лето прохладное, средняя температура самого теплого месяца не достигает 15°.
Сложный рельеф, исключительная расчлененность береговой линии, фрагментарность равнинных площадей определяют большую пестроту местообитаний, среди которых типично таежные занимают ограниченную площадь. Развита густая речная сеть. Реки короткие, порожистые, но полноводные.
Хорошо выражена высотная поясность. На прибрежной равнине леса (еловые, сосновые) размещаются в глубине фьордового побережья, на защищенных от ветра склонах до высоты 600–700 м. Более широко распространены верещатники. В пределах гор тайга переходит в неширокий подгольцовый пояс березового криволесья. Над березовым криволесьем расположен обширный альпийско-тундровый пояс.
3) Восточноевропейские таежные ландшафты занимают большую часть Балтийского щита и севера Восточно-Европейской равнины. Многолетняя мерзлота практически отсутствует; заболоченность значительная. В сравнении с другими типами бореальных ландшафтов восточноевропейские наиболее освоены и заселены. Здесь представлены все три подтипа, образующие четко выраженные широтные подзоны. Для северной тайги характерны разреженные леса из ели европейской на западе и сибирской – на востоке с кустарничковым ярусом (вороника, багульник, голубика, черника, иногда ерник) и мхами и лишайниками. Широко распространены сфагновые ельники и болота. Для средней тайги типичны зеленомошные ельники-черничники. Преобладают верховые выпуклые болота. В южной тайге наряду с черничными и кисличными ельниками (на востоке – с пихтово-еловыми лесами) распространены неморальнотравяные леса (с копытнем, ясменником, медуницей, снытью и др.), а на более богатых почвах – сложные ельники с подлеском из липы, лещины и других широколиственных пород. Во всех подзонах на песках и кристаллических породах широко распространены разные типы сосняков.
4) Западносибирские таежные ландшафты. Характеризуются типично континентальным климатом. Близки к восточноевропейским аналогам, но отличаются более длительной и суровой зимой. Подавляющее большинство ландшафтов приурочено к низменным равнинам Западной Сибири. Процесс заболачивания здесь приобрел колоссальные масштабы. Болота часто сплошь покрывают водоразделы. Речная сеть густая, но неглубокая. Очень много небольших озер – болотных, термокарстовых, пойменных.
В Западной Сибири хорошо выражены все три подзоны тайги: северная (господствуют сфагновые болота, редкостойные лиственнично-еловые и лиственничные леса); средняя (елово-кедровые леса); южная (зеленомошные кедрово-елово-пихтовые леса).
5) Восточносибирские таежные ландшафты, простираясь по широте на 20°, занимают площадь около 6 млн км2. Многолетняя мерзлота. Формируются мерзлотно-таежные почвы. Лесообразующие породы – лиственница Гмелина и близкая к ней лиственница Каяндера (на северо-востоке). Широко распространены горные ландшафты.
Наибольшую площадь в Восточной Сибири занимают северотаежные ландшафты, во многом близкие к лесотундре. Здесь широко распространены мерзлотные процессы. Редкостойные леса заболочены и чередуются с болотами. Для средней тайги характерны багульниковые и голубичные леса из лиственницы Гмелина на мерзлотно-таежных почвах. В приенисейской части леса образованы сибирской лиственницей с примесью ели и кедра. Южная тайга занимает относительно небольшую площадь. Для нее типичны елово-пихтовые и кедрово-еловые травяно-зеленомошные леса, широко распространены сосняки и сосново-лиственничные леса.
Объяснение:
Япония — одна из лидирующих стран в области научных исследований, таких как высокие технологии, биомедицина и робототехника. Национальный бюджет НИОКР составляет 130 миллиардов долларов США и в исследованиях задействовано почти 700 тыс. учёных. Япония занимает третье место по средствам, затрачиваемым на науку. Она лидирует в фундаментальной науке: среди японцев 23 нобелевских лауреатов по физике, химии или медицине (см. Лауреаты Нобелевской премии из Японии)[129], три лауреата Филдсовской премии[130] и лауреат премии Гаусса[131]. Япония занимает первое место по производству и использованию роботов. Так, в стране используется более половины (402 200 из 742 500) из всех произведённых индустриальных роботов[132]. В этой стране придумали таких роботов как QRIO, ASIMO и AIBO.
Япония имеет развитую космическую программу и занимает 4-е место по объёмам космической деятельности. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) занимается космическими, планетными, авиационными исследованиями, а также проектирует ракеты и спутники. Агентство обладает возможностью запуска искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций, участвует в программе Международной космической станции. В 2010 году JAXA запустила аппарат PLANET-C для изучения Венеры[133][134], в октябре 2018 года вместе с ЕКА планирует запустить аппарат BepiColombo для исследования Меркурия[135][136], а к 2030 году — построить базу на Луне[137]. 14 сентября 2007 года с космического центра Танэгасима с ракеты-носителя H-IIA был запущен второй искусственный спутник Луны под названием Кагуя. Это крупнейшая исследовательская миссия по изучению Луны после программы Аполлон[138]. Он работал на лунной орбите год и 8 месяцев[139].
Объяснение: