Свяще́нная Ри́мская импе́рия, с 1512 года — Свяще́нная Ри́мская импе́рия герма́нской на́ции (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae или Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) — надгосударственный союз итальянских, немецких, балканских, франкских и западно-славянских государств и народов, существовавший с 962 по 1806 годы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили: Германия, являвшаяся её ядром, северная и центральная Италия, Нижние Земли, Чехия, а также некоторые регионы Франции. С 1134 года Священная Римская империя формально состояла из трёх королевств: Германии, Италии и Бургундии. С 1135 года в состав империи вошло королевство Чехия, официальный статус которого в составе империи был окончательно урегулирован в 1212 году
Формирование структуры государственного управленияПоли- тическая и социально-экономическая эволюция Киевской Руси по- степенно закладывала основы социальной структуры и государст- венного управления, во многом напоминавшие западные институты вассалитета и включавшие понятие свободы, предоставление васса- лам автономии. Так, вассал был обязан оказывать содействие сво- ему сеньору, участвовать в военных походах, платить дань. В свою очередь сеньор обеспечивал своих вассалов землей и защищал от любых посягательств.
Сложившийся государственный строй в Древнерусском госу- дарстве представлял собой раннефеодальную монархию; это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял вели- кий князь киевский, сначала носивший восточный титул — каган, а с XI в. — великий князь. Местные князья, возглавлявшие племенные союзы, участвовали во внешнеэкономических акциях великого князя.
Принцип передачи властиКиевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем. Сыновья князя раз- мещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Пона- чалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования. Освободившийся престол передавался не старшему
1 Кстати, договоры с Византией, составленные русскими князьями, подтверждают наличие русской письменности до принятия христианства.
сыну, а старшему в роде, т.е. следующему брату отца, а если его не имелось — старшему племяннику. Таким образом, сын мог рассчи- тывать на наследство только после смерти более старших родствен- ников. При этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья в свою очередь перемещались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву. Нередко этот принцип нарушался, ситуация запутывалась, вызывая непримиримую вражду внутри семьи и жес- токие разборки между родственниками.
Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т.е. передачи престола от отца к сыну. Что, в свою очередь, вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной политической устойчивости государства. Так, к при- меру, Ярослав Мудрый (1019—1054) в целях единения страны, сохра- нения управления внутри одной княжеской семьи, помня о тяжести междоусобиц после смерти своего отца Владимира Красное Сол- нышко, разделил Русь на пять княжеств по числу своих сыновей. Так началось раздробление Руси, длившееся почти пять веков.