реформи петра i — перетворення у державному та громадському житті, здійснені у період правління у росії петра i.
всю державну діяльність петра i умовно можна розділити на два періоди: 1696—1715 й 1715—1725 роки.
особливістю першого етапу були поспіх і не завжди продуманий характер, що пояснювалось веденням північної війни. реформи були спрямовані, перед усім, на збирання коштів для ведення війни, проводились насильним методом й часто не призводили до бажаного результату. окрім державних реформ на першому етапі проводились широкі реформи з метою модернізації укладу життя. у другому періоді реформи були більш планомірними.
низка істориків: василь ключевський, михайло покровський, микола рожков й інші, - вказували, що реформи петра i не були чимось принципово новим, а були лише продовженням тих перетворень, які здійснювались xvii століття. низка проектів та пропозицій реформ, схожих на реформи петра i, існувала ще в середині xvii століття, складена боярами б.морозовим, м.романовим та матвєєвим – найближчими радниками царя олексія i. двома десятиліттями по тому, у правління царівни софії, видатний державний вельможа (і фаворит софії) князь василь голіцин розробив проект реформ, який багато в чому збігався з петровськими . реформи голіцина, зокрема, передбачали: 1) розвиток промисловості й торгівлі; 2) введення подушного податку; 3) введення рекрутського набору й регулярної армії; 4) регулярні поїздки дворян за кордон .
армія нового строю, реформована за іноземним зразком, була створена задовго до петра i, ще за олексія i, брала участь у кримському поході 1689 року.
інша група істориків, навпаки, пише про величезну особисту роль петра i у проведенні тих чи інших реформ.
ответ:
на рубеже xiv—xv веков в италии зародилась культура, названная позднее культурой возрождения. в ее основе лежало новое учение о человеке — прекрасном как духовно, так и телесно, свободном, наделенном разумом и творческими способностями, о человеке, который является истинным венцом мироздания.
в xvi веке эти идеи широко распространились и за пределами италии. возрождение стало общеевропейским явлением.
колыбель возрождения. новый идеал человека не случайно возник именно в италии. в этой стране богатых и могущественных городов-государств, многие из которых были республиками, сохранились более демократические порядки, чем в европейских монархиях.
главную роль в жизни городов играли купцы, банкиры и предприниматели, которые вели торговлю по всему свету, легко ориентировались в политике и международных делах.
увлечение античностью захватило итальянское общество. ученые, богатые горожане и аристократы коллекционировали подлинные предметы старины — утварь, уцелевшие произведения скульптуры, античные монеты и медали, пытаясь воссоздать обстановку греческого или римского дома с его мебелью и убранством.
модным и престижным считалось принимать гостей, возлежа, на римский манер, на античном ложе, и пить вино из подлинной старинной чаши, найденной во время раскопок. интеллектуалы, приступая к работе в своих кабинетах, облачались в одежды, напоминающие римские тоги.
рассмотрите убранство итальянского дома. какие, его элементы напоминают об античности?
писатели и поэты эпохи возрождения придавали огромное значение красоте и соблюдению правил латинского языка. неверно употребленный падеж мог навсегда погубить репутацию автора в глазах людей его круга. умение произнести экспромтом витиеватую речь ценилось так высоко, что города-соперники переманивали друг у друга хорошего знатока латыни, предлагая за него серьезные политические уступки.
гуманизм: познание человека. возрождение интереса к античной философии к тому, что в отличие от средневековых теологов, всецело поглощенных размышлениями о боге, мыслителей xv—xvi веков все больше привлекал человек — его природа, способности, место в мире. в университетах стали пользоваться популярностью дисциплины, исследующие человеческую натуру, общественное устройство, вопросы этики — науки о жизненных целях, поведении и воспитании.
гуманисты по-новому взглянули и на земную жизнь человека: они признали его право радоваться ее благам и искать в ней самые разные наслаждения — как духовные, так и телесные. философия гуманизма признавала естественное право человека преследовать собственные интересы — индивидуализм (однако при том условии, что он не выродится в примитивный эгоизм и не нарушит всеобщей гармонии, поскольку зло, причиненное другим, не принесет счастья).
философы стали обращать все больше внимания на работу художников, скульпторов и архитекторов. прежде их положение в обществе было крайне низким. они считались членами ремесленных цехов: по своему статусу художник мало отличался от маляра, а скульптор — от каменщика. сближение гуманистов с художниками к тому, что те стали осознавать себя не простыми ремесленниками, а носителями духовного начала; их увлекали античная философия и , классические каноны древнего искусства.
сравните основные архитектурные элементы этих зданий. в чем сходство античного и ренессансного храмов?
в творчестве лучших художников того времени человек и его внутренний мир стали главными. наряду с религиозной живописью, украшавшей католические храмы, обрели популярность новые жанры — портрет, картины на и мифологические сюжеты, пейзаж.
архитекторы эпохи возрождения создали особый стиль. они отрицали средневековую готику как «варварскую» и негармоничную и брали за образцы античные храмы, копируя их пропорции и заимствуя элементы ордеров — колонны, пилястры и т.д. от стрельчатой готической арки, которая была самым характерным декоративным элементом средневековья, мастера возрождения вернулись к спокойной полуциркульной римской арке, вновь украсившей окна и порталы величественных церквей и палаццо.
объяснение:
сильно краткой не бывает, выбрал самое важное