Население Греции росло, а страна была бедной: хлеба не хватало. К тому же лучшие земли принадлежали знати. Не имевшие хороших участков земледельцы нуждались, залезали в долги. Угроза голода, стремление освободиться от долгов заставляли греков покидать родные селения и города в поисках счастья на чужбине.Была и другая причина массовых отъездов за море. Во многих полисах шла ожесточённая борьба между демосом и знатью. Если проигрывал демос, то его вожаки, боясь мести противников, покидали город. Если же демос побеждал, то в страхе за свою жизнь уезжали знатные люди. Иногда их бегство было настолько спешным, что приходилось бросать дом, полный дорогой утвари и рабов.Однако чаще готовились к отъезду заблаговременно. Тот город, в котором были желающие уехать им снарядить корабль, снабжал запасом пищи, давал военную охрану на случай нападения пиратов. Остающиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что с колонистов им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где создавалась новая колония.▪Селились греки всегда близ моря. Выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. На них они сеяли хлеб, разводили виноград. Грекам-колонистам обычно удавалось наладить мирные отношения с местным населением.Много колоний греки основали на берегах Чёрного моря. Купцы из городов Греции привозили в эти колонии вино, оливковое масло, изделия ремесла – оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора. В обмен купцы приобретали у колонистов и местных племён пшеницу, рабов, шкуры животных, мёд.
С началом ига русская православная церковь покровительствовала ордынскому владычеству, так как церковь освобождалась от налогов, а ордынцы всегда относились к православию лояльно (так, среди жён Чингисхана были и христианки).
Однако во времена Дмитрия Донского отношение церкви к борьбе с Ордой изменилось. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битве, что говорило о том, что отныне церковь была на стороне московских князей, боровшихся с ордынским владычеством. Усиливался синтез светской и церковной властей, и к моменту окончательного освобождения от монгольского ига (1480 год) при Иване III можно было говорить о том, что церковь союзничала с «Государем всея Руси» и являлась одной из опор его власти (в поддержку этого факта говорит то, что Иван III поддержал иосифлян в их споре с нестяжателями).