ОЧЕНЬ НАДО Территориальные, экономические и социально-политические особенности княжеств: -галицко-волынское -смоленское -черниговское -киевское 6 класс история россии
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ (особенность)-Княжество располагалось в долинах Днестра, Дуная и Западного Буга. На западе соседями были Польша, Венгрия, Литва, на востоке – Полоцкое княжество. Из русских земель граничило с Киевом и Турово-Пинской землёй. Такое положение делало княжество своеобразным «мостом» между Русью и Европой. Это привело к нестабильности границ – соседи с запада регулярно пытались присвоить часть Галицко-Волынских.
СМОЛЕНСКОЕ-Княжество с центром в городе Смоленске (известен с 862 года), образовалось в 30-х годах XII века. О территории Смоленского княжества и его населении ясное представление дает княжеская грамота утвержденной в XII веке Смоленской епископии (1150).
ЧЕРНИГОВСКОЕ-стало центром древнерусских княжеств. Вместе с тем, несмотря на стабильность государственного устройства, в Черниговском княжестве сохранилась слаборазвитая, неустойчивая система уделов, которая подрывала управление княжеством, вела к междоусобицам, что негативно сказывалось на единстве черниговских земель.
КИЕВСКОЕ- в этом княжестве находилось около 90 городов, во многих из них в различные периоды существовали отдельные княжеские столы: в Белгороде Киевском, Берестье, Василёве (ныне Васильков), Вышгороде, Дорогобуже, Дорогичине (ныне Дрохичин), Овруче, Городце-Остерском (ныне Остёр), Пересопнице, Торческе, Треполе и др. Ряд городов-крепостей защищал Киев от половецких набегов по правому берегу реки Днепр и с юга - по рекам Стугна и Рось; Вышгород и Белгород Киевский обороняли столицу Киевского княжества с севера и запада. На южных границах Киевского княжества, в Поросье, расселились служившие киевским князьям кочевники - чёрные клобуки.
Выдающиеся достижения арабских завоевателей в культурной и научной областях объясняются различными причинами. Наиболее существенные из них - интерес и терпимость к культурам захваченных ими обширных территорий, уважение к научным исследованиям, стремление к знаниям. В то время как апостол Павел с упреком во своих христианских братьев: "Не обратил ли бог мудрость мира сего в безумие" - и в то время как еще в 1209 году синод в Париже запретил монахам заниматься изучением естественнонаучных книг, Коран советовал искать знаний с колыбели до могилы и учил, что обучение наукам молитве подобно. В то время как патриарх Александрийский велел закрыть всемирно известную библиотеку, изгнать ее ученых, а книги сжечь, у арабов приобретение книг стало страстью, а обладание ими - символом общественного положения. По всему миру разъезжали агенты арабов, имея при себе громадные суммы денег, чтобы закупить наиболее ценные сочинения. Книги взыскивались с побежденных в качестве военной контрибуции. Книги собирались как музейные экспонаты, но гораздо важнее то, что их переводили. Переписчики, переплетчики и прежде всего переводчики принадлежали к самым уважаемым и самым высокооплачиваемым подданным государства. Халифы ценили переведенные с иностранных языков книги на вес золота. В больших городах создавались специальные ведомства переводов. Одним первых указов Омейядов был указ о постройке бумажной фабрики. Принц Омейядов Халид бен-Джезид, который чувствовал себя обойденным в престолонаследовании, сконцентрировал свои средства и честолюбие на том, чтобы развитию науки и культуры: он стал первым меценатом средневековья, щедрым заказчиком переводов и исследовании. В то время как умение читать и писать ограничивалось в Европе небольшим кругом монахов и других духовных лиц и когда Карл Великий уже в преклонном возрасте пытался овладеть этим искусством, в каждой из многочисленных мечетей арабского государства была создана школа Корана, а большие мечети сами превратились в университеты, где знаменитейшие ученые состязались друг с другом в искусстве излагать свои познания перед заинтересованными слушателями и в диспутах с коллегами. После того как знания арабов обогатились знаниями прежде всего античного мира и византийской эпохи, начался следующий этап - собственного получения и переработки знаний и совершенствования. Ни в коем случае не следует, как это иногда пытаются делать запутавшиеся в европейском высокомерии историки, умалять значения арабов в сохранении ценностей античного мира для культуры человечества, и в том, что эти сокровища для нас не потеряны,- огромная заслуга арабских ученых. Бесчисленное множество выдающихся ученых, вышедших из арабских школ, скоро приступили, опираясь на приобретенные знания, к собственным исследованиям, изысканиям и публикациям своих произведений. Уже примерно в 1000 году книготорговец Ибн ан-Надим смог издать десятитомный "Каталог знаний", содержащий все доступные ему арабские публикации. Особенно велик вклад, внесенный арабоязычными народами в области естественнонаучных и точных дисциплин, прежде всего в математике.
Выдающиеся достижения арабских завоевателей в культурной и научной областях объясняются различными причинами. Наиболее существенные из них - интерес и терпимость к культурам захваченных ими обширных территорий, уважение к научным исследованиям, стремление к знаниям. В то время как апостол Павел с упреком во своих христианских братьев: "Не обратил ли бог мудрость мира сего в безумие" - и в то время как еще в 1209 году синод в Париже запретил монахам заниматься изучением естественнонаучных книг, Коран советовал искать знаний с колыбели до могилы и учил, что обучение наукам молитве подобно. В то время как патриарх Александрийский велел закрыть всемирно известную библиотеку, изгнать ее ученых, а книги сжечь, у арабов приобретение книг стало страстью, а обладание ими - символом общественного положения. По всему миру разъезжали агенты арабов, имея при себе громадные суммы денег, чтобы закупить наиболее ценные сочинения. Книги взыскивались с побежденных в качестве военной контрибуции. Книги собирались как музейные экспонаты, но гораздо важнее то, что их переводили. Переписчики, переплетчики и прежде всего переводчики принадлежали к самым уважаемым и самым высокооплачиваемым подданным государства. Халифы ценили переведенные с иностранных языков книги на вес золота. В больших городах создавались специальные ведомства переводов. Одним первых указов Омейядов был указ о постройке бумажной фабрики. Принц Омейядов Халид бен-Джезид, который чувствовал себя обойденным в престолонаследовании, сконцентрировал свои средства и честолюбие на том, чтобы развитию науки и культуры: он стал первым меценатом средневековья, щедрым заказчиком переводов и исследовании. В то время как умение читать и писать ограничивалось в Европе небольшим кругом монахов и других духовных лиц и когда Карл Великий уже в преклонном возрасте пытался овладеть этим искусством, в каждой из многочисленных мечетей арабского государства была создана школа Корана, а большие мечети сами превратились в университеты, где знаменитейшие ученые состязались друг с другом в искусстве излагать свои познания перед заинтересованными слушателями и в диспутах с коллегами. После того как знания арабов обогатились знаниями прежде всего античного мира и византийской эпохи, начался следующий этап - собственного получения и переработки знаний и совершенствования. Ни в коем случае не следует, как это иногда пытаются делать запутавшиеся в европейском высокомерии историки, умалять значения арабов в сохранении ценностей античного мира для культуры человечества, и в том, что эти сокровища для нас не потеряны,- огромная заслуга арабских ученых. Бесчисленное множество выдающихся ученых, вышедших из арабских школ, скоро приступили, опираясь на приобретенные знания, к собственным исследованиям, изысканиям и публикациям своих произведений. Уже примерно в 1000 году книготорговец Ибн ан-Надим смог издать десятитомный "Каталог знаний", содержащий все доступные ему арабские публикации. Особенно велик вклад, внесенный арабоязычными народами в области естественнонаучных и точных дисциплин, прежде всего в математике.
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ (особенность)-Княжество располагалось в долинах Днестра, Дуная и Западного Буга. На западе соседями были Польша, Венгрия, Литва, на востоке – Полоцкое княжество. Из русских земель граничило с Киевом и Турово-Пинской землёй. Такое положение делало княжество своеобразным «мостом» между Русью и Европой. Это привело к нестабильности границ – соседи с запада регулярно пытались присвоить часть Галицко-Волынских.
СМОЛЕНСКОЕ-Княжество с центром в городе Смоленске (известен с 862 года), образовалось в 30-х годах XII века. О территории Смоленского княжества и его населении ясное представление дает княжеская грамота утвержденной в XII веке Смоленской епископии (1150).
ЧЕРНИГОВСКОЕ-стало центром древнерусских княжеств. Вместе с тем, несмотря на стабильность государственного устройства, в Черниговском княжестве сохранилась слаборазвитая, неустойчивая система уделов, которая подрывала управление княжеством, вела к междоусобицам, что негативно сказывалось на единстве черниговских земель.
КИЕВСКОЕ- в этом княжестве находилось около 90 городов, во многих из них в различные периоды существовали отдельные княжеские столы: в Белгороде Киевском, Берестье, Василёве (ныне Васильков), Вышгороде, Дорогобуже, Дорогичине (ныне Дрохичин), Овруче, Городце-Остерском (ныне Остёр), Пересопнице, Торческе, Треполе и др. Ряд городов-крепостей защищал Киев от половецких набегов по правому берегу реки Днепр и с юга - по рекам Стугна и Рось; Вышгород и Белгород Киевский обороняли столицу Киевского княжества с севера и запада. На южных границах Киевского княжества, в Поросье, расселились служившие киевским князьям кочевники - чёрные клобуки.