1. Культові споруди східних слов’ян називались:
а) храми;
б) мавзолеї;
в) капища;
г) зіккурати.
2. Стародавнє слов’янське письмо називалось:
а) піктограма;
б) графіті;
в) черти і рези;
г) абетка.
3. Божество, що уособлювало у язичницькому пантеоні слов’ян нічних привидів, важкі сновидіння:
а) Мара;
б) Мокош;
в) Мавка;
г) Лада.
4. Згідно з уявленнями стародавніх слов’ян в дохристиянську епоху, перших людей було створено з:
а) глини;
б) попелу;
в) дерева;
г) каменю.
5. Група східнослов’янських племен, яка отримала назву «Русь» остаточно сформувалася в:
а) ІІ ст.;
б) ІІІ ст.;
в) IV ст.;
г) V ст.
6. Ранньослов’янські племена за віросповіданням були:
а) язичниками;
б) православними;
в) католиками;
г) мусульманами.
7. В праці якого історика фіксується поділ слов’ян на венедів, склавинів та антів?
а) Йордан;
б) Тацит;
в) Прокопій Кесарійський;
г) Геродот.
8. Який народ на території нашої країни вперше застосував перелогову систему землеробства:
а) анти;
б) народи черняхівської культури;
в) слов’яни;
г) народи зарубинецької культури.
9. Слов’янські язичницькі жерці називалися:
а) волхви;
б) віщуни;
в) колдуни;
г) жерці.
10. Яке божество слов’янської міфології очолювало пантеон язичницьких богів і ототожнювалося з давньогрецьким Зевсом ?
а) Ярило;
б) Перун;
в) Велес;
г) Мокош.
11. Під назвою яких стародавніх племен вперше згадуються східні слов’яни у письмових джерелах античних і вітчизняних авторів:
а) таври.
б) анти.
в) венети.
г) склавини.
12. До язичницького пантеону Київської Русі належали:
а) Зевс;
б) Шива;
в) Хорс;
г) Велес.
13. Колти – це:
а) народ;
б) знаряддя праці;
в) жіночі прикраси;
г) елемент вбрання воїна.
14. З якою археологічною культурою ототожнюють антський племінний союз?
а) зарубинецькою;
б) черняхівською;
в) чорноліською;
г) тшинецько-комарівською.
15. Родова община у східних слов’ян називалася:
а) «мир» або «верв»;
б) «агора»;
в) скань;
г) требище.
Исторические портреты О. Довбуша, М. Зализняка, И. Гонты (кратко)Железняк, Максим Иевлевич
Дин из предводителей гайдамаков во время Колиивщины
Макси́м Иевлевич Железня́к (Зализня́к) (польск. Maksym Żeleźniak, укр. Максим Ієвлевич Залізняк; ок. 1740 — после 1769) — один из предводителей гайдамаков во время Колиивщины — крестьянского восстания 1768 года против польской шляхты на территории Правобережной Украины.ок. 1740
Место рождения
с. Медведовка (или с. Ивковцы) Черкасская область (тогда: Киевское воеводство, Речь Посполитая)
Дата смерти
после 1769
Место смерти
предположительно: Нерчинск
Подданство
Речь Посполитая
Род деятельности
военная службаРодился около 1740 года в селе Медведовка (по другим данным в селе Ивковцы) на Черкасчине, в 13 лет отправился на Запорожскую Сечь, с 1762 года работал на рыбных промыслах на Днепре. В 1767 году он оставил военную службу, готовился к принятию иноческого чина и был уже послушником в Мотронинском монастыре, когда к нему пришли известия о насилии барских конфедератов над православными жителями украинской земли которая была тогда под контролем Речи Посполитой (Польши), что вызвало сильное народное недовольство.
Памятник в Киеве.
Железняк решился поднять народное восстание и стал во главе гайдамацкого отряда из нескольких сот человек, назвавшись запорожским полковником, созывая к себе народ. Решающую роль сыграли слухи о якобы имеющейся у него грамоте Екатерины II, повелевающей истреблять поляков и евреев на Украине. Толпы народа сошлись на этот призыв, и Железняк, постепенно увеличивая свои силы, в апреле 1768 года вышел из Мотронинского леса и дошел до Умани, истребляя по пути поляков и евреев.
Особенно кровавая резня произошла в Умани, куда, как в наиболее укрепленное место, стекалось при появлении первых слухов о восстании большое число польских панов. Перед Уманью Железняка встретила надворная казацкая команда киевского воеводы Ф. Потоцкого, под предводительством сотника Ивана Гонты, который перешёл на сторону Железняка. После взятия Умани, в ней, по словам некоторых польских историков, погибло до 20 000 человек польских панов и евреев, Железняк провозгласил восстановление Украинского государства — Гетманщины, а Повстанческая Рада назвала его гетманом.
В июне 1768 года присланный генералом П. Кречетниковым отряд под командованием полковника Каргопольского карабинерного полка Гурьева захватил Железняка и Гонту в плен:
Получен рапорт от полковника Гурьева, что он, прибыв под местечко Гумань, нашел лагерь грабителей, к коим послал поручика Кологривова, с тем чтобы они отдались; но оные, не допустив его до себя, стали стрелять, почему он, увидя их сопротивление, тотчас атаковал и, не дав им оправиться, взял, коих нашлось: наших запорожцев 65 да здешних разных Козаков 780 человек, и при них взято 14 пушек и великое число ружей и протчего, и до тысячи лошадей...
Как подданный Российской империи, Максим Железняк не был выдан полякам, подобно Ивану Гонте, а остался в руках русских властей. 8 июля 1768 года он был, вместе с 73 товарищами, которые считались русскими подданными, заключен в Киево-Печерскую крепость, а в конце месяца вышло распоряжение о предании его суду в киевской губернской канцелярии. Суд осудил Максима Железняка и его соратников к избиению батогами, клеймению, вырыванию ноздрей и пожизненному заключению в шахтах Нерчинска. Находясь под караулом в окрестностях Ахтырки, Железняк с 51 товарищем сумел бежать, обезоружив охрану, но большая часть бежавших, в том числе сам предводитель, были вскоре пойманы.
По другой версии, позже, уже находясь на каторге, Максим Железняк снова бежал и даже принимал участие в войне под руководством Пугачёва.
В украинской народной памяти Максим Железняк остался как герой национально-освободительной борьбы с Речью Посполитой и защитником православной веры, его образ сохранился в народных песнях и преданиях в идеализированном виде.
Максим Железняк является одним из главных персонажей знаменитой поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки».
Подробнее - на -
Объяснение: