Освоения космоса – это был новый виток гонки вооружения между СССР и США. В области космонавтики работали лучшие ученые нашей страны. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Американцы очень торопились и уже в следующем году (1958) запустили свой спутник. После этого началось массовое производство ракет в обеих странах. Для того, чтобы поддерживать первенство в освоении космоса, СССР приходилось решать все новые и новые задачи. Чтобы опередить соперника, советские ракеты строили второпях, часто пренебрегая техникой безопасности. Иногда ракеты взрывались, погибали десятки людей. Можно представить себе состояние Юрия Гагарина, который 12 апреля 1961 г. первым из людей полетел в космос. Американцы чуть не лопнули от зависти, что не успели, и уже 5 мая 1961 года отправили в космос своего космонавта – астронавта Алана Шепарда. После этого еще были запуски людей в космос и, в принципе, обе страны находились примерно на одинаковом уровне в области космонавтики, но именно из-за полета Юрия Гагарина – первого в космосе человека, считалось, что СССР более технически развиты и превосходят США по уровню в области освоения космоса.
Потому что составляющие этих кризисов хоть были почти одинаковыми, но по степени угрозы были разными. В Берлинском кризисе речь шла об обычном вооруженном столкновении, а в Карибском кризисе существовала угроза ядерной войны.
Суть Берлинского кризиса в 1961 году заключалась в требовании Хрущева изменить статус Западного Берлина, который являлся очагом западной цивилизации, со всех сторон окруженной ГДР. Через территорию Западного Берлина проводили неподконтрольный коммунистам культурный обмен. Люди могли беспрепятственно переходить границу, а это приводило к «утечке мозгов», потому что дешевое образование специалисты получали в ГДР, а работать перебегали в Западный Берлин, где лучше платили. Кеннеди и так был раздражен отставанием Америки от СССР в техническом плане, в военно-политическом отношении, поэтому твердо решил отказаться от требований Хрущева. Советские и американские войска были приведены в боевую готовность, но Хрущев в последний момент не решился на военное столкновение. В августе 1961 года власти ГДР окружили Западный Берлин бетонной стеной, которая стала символом раздела Европы и Германии, символом «холодной войны».
Несколько иначе стоял вопрос Карибского кризиса. Советский Союз итак со всех сторон был окружен военными американскими базами, а тут еще, отдыхая в Крыму, Хрущев обратил внимание на то, что даже пляж находится в пределах прямой досягаемости американских ракет, расположенных в Турции. Никита Сергеевич пришел, прямо-таки сказать, от этого в бешенство и принял решение разместить свои ядерные ракеты среднего яруса на Кубе, поставив тем самым под угрозу любой город США, который теперь мог быть стерт с лица земли в считанные секунды. Президент США Кеннеди, когда узнал об установке ракет в Кубе из данных воздушной разведки, пришел также в ярость, он «рвал и метал», заявил об установлении морской блокады Кубы. Теперь никакие военные грузы не могли поступать на остров. Это было явным нарушением международного права, но Кеннеди готов был даже вступить в открытое военное столкновение.
Только после долгих закулисных консультаций Хрущев и Кеннеди помирились, сумели найти компромисс, мол, СССР убирает ракеты с Кубы, а США отказывается от военного вмешательства в дела Кубы и выводят ракеты из Турции.